Собор британских и ирландских святых. Святые британии и ирландии

(6 голосов : 5,0 из 5 )

Преподобный Коламба

Святой чудотворец и миссионер Коламба, известный также под именем Колум Килле («Голубь Церкви»), по рождению принадлежал королевской семье Уи Нейлов в Ирландии. Он обучался у знаменитых подвижников и ученых своего времени и около 551 года стал священником.
Коламба считается одним из величайших святых древней Ирландской Церкви. Его житие - пример жизни настоящего подвижника, молитвенника и чудотворца. Еще при жизни лицо святого сияло небесным светом - биограф даже пишет, что «он имел лицо ангела». Это фаворское сияние, исходившее от Коламбы, не раз отмечается в его житии, и роднит его образ с образом нашего русского святого - .
Основанный им монастырь на острове Айона стал настоящим плацдармом для миссионерства в Шотландии и колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Церкви на Британских Островах. Ученики Коламбы распространили Благую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, когда-либо там проповедовавшие, и обратили в христианство большинство местных жителей.

Мученик Албаний

Как и в самом Риме, первые христиане Британии подвергались гонениям. В начале IV века уже известен первый британский мученик Албаний.
Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику возможность сбежать, а сам сдался римским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни.
Город, в котором казнили Албания, уже много столетий носит его имя и называется Сент-Олбанс. Веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников. С 1928 года в Англии действует Содружество святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Цель Содружества - сближение Англиканской Церкви с Православием. На съездах Содружества выступали такие известные богословы и историки, как епископ , протоиереи Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев. Духовным руководителем Содружества святых Албания и Сергия в свое время был .

Преподобная Меланжелла

В Уэльсе, в королевстве Повис подвизалась одна затворница с именем Меланжелла. Она была дочерью ирландокого короля, но оставила своего отца и королевство и переплыла ирландское море, чтобы уйти в дебри центрального Уэльса и поселиться там в маленькой келье.
Однажды король этих мест Брочфел Исгифрог во время заячьей охоты увидел молодую девушку, которая стояла на коленях и молилась, а на складках ее платья стоял испуганный заяц. Охотничьи собаки замерли на месте - какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брочфел в гневе заорал на собак, но они с визгом убежали. Удивленный таким странным поведением псов, король спросил незнакомку, кто она такая и как ее зовут. Девушка ответила: «Я дочь короля Ирландии. Мой отец принуждал меня к нежеланному браку, и я сбежала от него. Уже 15 лет я живу в этих лесах в полном затворе и не видела лица ни одного человека».
Когда король Брочфел увидел красоту Меланжеллы, он стал просить девушку стать его женой и королевой Повиса, но девушка кротко и уверенно отклонила предложение Брочфела. Пораженный ее христианской жизнью, Брочфел тут же даровал Меланжелле весь лес и окружающие его земли и сказал, что отныне любой, кто, укрываясь от погони, достигнет этого святого места, может жить здесь безбоязненно с благословения Меланжеллы.
На дарованных территориях святая Меланжелла основала женский монастырь, игуменьей которого пробыла 37 лет, до своей смерти в 590 году. Еще во время своей жизни Меланжелла прославилась множеством чудес, а в Уэльсе ее до сих пор называют покровительницей диких зайцев, которых местные жители называют «ягнята Меланжеллы».

Преподобная Бригитта

Святая Бригитта, игуменья Килдарская, родилась в 451 году и была, как и многие святые Ирландии, королевского происхождения. Когда Бригитта подросла, учитывая ее происхождение и красоту, сразу встал вопрос о замужестве. Но она отвергла все предложения и, приняв монашеский постриг, удалилась в пустынное место на восток Ирландии, где в лесу, под огромным дубом построила себе келью. Так было положено начало первому в Ирландии женскому монастырю, который получил название Килдар (Cill – Dara) или «Церковь под дубом». Впоследствии в честь этого монастыря было названо и все графство Килдар.
Умерла святая Бригитта в основанной ею обители, но похоронена была в городе Даунпатрик - рядом со святым Патриком, вместе с которым она считается покровительницей Ирландии. Это первая женщина, прославленная в лике святых Ирландской Церкви, а ее житие, написанное иноком Когитосом, стало хронологически первым текстом ирландской агиографии.

Преподобный Кевин
Почти у каждого британского или ирландского города есть свой небесный покровитель. Если у Лондона это апостол Павел, то у древнего Дублина небесным покровителем является преподобный Кевин Глендалокский (498-618). Это один из самых «популярных» святых Ирландии, именем которого ирландцы называют своих детей не реже, чем именем Патрик.
Святой Кевин принадлежал к королевскому роду правителей Лейнстера (восточное побережье Ирландии). С ранней юности он воспитывается при монастыре своего дяди-игумена, где изучает Писание, скромно исполняет различные послушания и готовится прожить всю жизнь, посвятив себя Христу. Но вскоре из-за настойчивых преследований одной девушки, внимание которой привлекла красота молодого монаха (даже само имя «Кевин» с ирландского переводится как «рожденный прекрасным), он вынужден тайно покинуть монастырь и удалиться в пустынное место. Беглец живет в дупле дерева, питаясь только травой и плодами, но убежище святого все равно становится известным, и ему приходится вернуться домой. И когда, согласно житию, Кевин возвращается в монастырь, даже деревья в одном труднопроходимом лесу наклоняются к его ногам, облегчая тем самым путь. Святой благословляет этот лес, который впоследствии получает название Голливуд (Hollywood) или «Святой лес» (знаменитый город Голливуд в американском штате Флорида получил свое имя от ирландских эмигрантов, которые даже в изгнании свято чтили память святого Кевина).
Вскоре Кевина рукополагают в священный сан и благословляют основать собственный монастырь. Молодой священник сразу же возвращается в место своего былого уединения, а рядом с ним поселяется многочисленная братия. Так и образовывается монастырь Глендалок, который становится одной из главных обителей Ирландии со своей знаменитой монашеской школой, а позже разрастается до таких размеров, что становится самостоятельной епархией?

Огненный апостол,
или Три заблуждения о святом Патрике

Среди буйства праздников и красок есть в марте-месяце один день, который многие европейцы и американцы узнают, не заглядывая в календарь.
В этот день, выйдя на улицу, можно столкнуться с «зелеными человечками», в самых неожиданных местах увидеть клевер, а в воздухе услышать протяжные трели волынок. На дворе - 17 марта, и миллионы людей во всем мире празднуют день памяти равноапостольного Патрикия, просветителя Ирландии, или в просторечии - день святого Патрика.
Что же это за святой и почему праздник в честь него так любим людьми во многих странах мира - вне зависимости от того, насколько они ощущают себя христианами?

В день святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.
С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями. Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике.

Патрик не был пивоваром

Какая первая мысль приходит в голову тем, кто собирается праздновать Saint Patrick’s Day? Правильно! Где будем пить? Вопрос «что пить», продвинутыми падди (paddy – так стали называть ирландцев в Америке, а потом и по всему миру. Слово произошло от выражения «Patrick’s Day», т.е. падди – это тот, кто отмечает День святого Патрика), как правило, не ставится. Естественно, пиво!..
Как видите, первые ассоциации, связанные с днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива?.. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в компетентных рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.
Но это и есть заблуждение номер один - ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того - в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.
Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Соnfessio - лат.), написанная им около 460 года. Надо сказать, немногие авторы полутора-тысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний. А вот о пиве там ни слова, ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.
В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Богу в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых – патрикианцев (т.е. изучающих все, связанное с деятельностью св. Патрика) Дэвид Винчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его «деревенской латыни».
Многие ученые работали над «Исповедью», и на сегодняшний день подлинность авторства практически не вызывает сомнений. Но и это не все. До нас дошло еще одно произведение Патрика - его гневное «Письмо к Коротику» - бриттскому вождю, который собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное побережье Ирландии, где убил многих новообращенных христиан, а множество захватил в плен для продажи. Коротик называл себя христианином, поэтому Патрик пишет ему пастырское послание, умоляя образумиться и покаяться, пока у того еще есть время.
Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.
Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.
Патрик использовал один важный миссионерский ход, который впоследствии и помог христианству беспрепятственно распространиться по всему острову. Когда язычество бросало святому вызов, он аргументами слов и силой веры ниспровергал его до основания. Когда язычники были искренни в своих заблуждениях - Патрик был предельно терпим, ведь боролся он не с людьми. Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в день святого Патрика - это символ Святой Троицы, а не зеленого змия. Патрик не был пивоваром, и, словно предвидя такую метаморфозу во времени, он пишет свою «Исповедь», которая свидетельствует нам о том, кем же был на самом деле Патрик: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». А еще…

Патрик не был… Патриком

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.
Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.
Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати - римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом - членом городского совета, наследственным аристократом.
Говоря о таком христианском семействе, было бы естественно представить детство Патрика полным благочестия, созерцательной жизни и молитвенного настроя. Но по свидетельству «Исповеди», жизнь сына дьякона и внука священника была далека от христианских идеалов. Вот как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о опасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».
Впрочем, с обывательской точки зрения, первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались вполне счастливо. Вместе с двумя своими сестрами он получает домашнее образование на вилле отца, живет жизнью, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи», в достатке и изобилии, ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом. Он стал бы состоятельным членом третьего, после сенаторов и всадников, сословия Римской империи. Унаследовал бы место своего отца, сделался бы муниципальным чиновником. Следил бы за контролем налогов, поступающих из римской Британии в имперскую казну. «Сколотил» бы состояние, родил бы детей и умер бы в достатке и сытости - без особых подвигов и славы, но зато в родном доме, на своей постели, в окружении любимой семьи. Все могло бы так и быть, если бы в спокойную жизнь Патрика не вошел Христос, разделив ее на две половины.
Итак, первые шестнадцать лет жизни Магона проходили по-детски безмятежно. Но вот в 405 году на виллу Кальпурния напали пираты, которые приплыли из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом плена. Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Раtricius - «знатный человек, патриций».
В ирландском плену меняется не только имя Магона - с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.
Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это - шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.
Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога - вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха , «огненным апостолом Христа».

Патрик не был ирландцем

То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение.
Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца - «падди» - говорит о том, что для него Патрик - это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в Христианство.
Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.
Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени - королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре. Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля. В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме. Но именно в эту ночь Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары. Возмущенный король приказывает немедленно убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого Лойгайре. Патрика приводят к изумленному Лойгайре, и он начинает проповедь Евангелия, которая сопровождается множеством чудес и духовным состязанием со жрецами. Будучи посрамленными, жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам (по-видимому, он принял Патрика за одного из них). Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.

Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается. В раннем средневековье Ирландию будут называть не иначе как «островом святых». А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен - главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами.
Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке - церковное разделение, расстояния и годы сделали почти невозможной передачу сведений за пределы западной части христианской цивилизации. Но в ХХ веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан – Францисский , который сейчас прославлен Русской Зарубежной Церковью как святой. Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников - например, иеромонаха , который писал: «Мы не должны думать: «Ага, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь - какая в этом польза?» Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу». Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня - ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.
Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых. Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта - в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами. Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства. И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.

Вот и сегодня, празднуя память святого Патрика в России, можно хоть немного призадуматься над тем, Кто же был этим факелом, осветившим веселием и радостью нелегкую и трудную дорогу Патрика и его последователей. И для тех, кому с ним по пути, зеленый цвет этого дня станет не цветом зеленого змия, а цветом вечности, цветом «доброго и дорогого Пастыря», как называли Господа древние ирландцы.

Из «Письма к Коротику» (Sancti Patricii ad Coroticum Epistola)

«Письмо св. Патрика к Коротику» (или иначе «к воинам Коротика») – по сути, хронологически первое дошедшее до нас произведение ирландской литературы. Как и в более поздней «Исповеди», написанной святителем перед смертью, язык послания - латинский. Примечательно, таким образом, что у истоков богатейшей средневековой двуязычной письменности Ирландии стоят тексты именно латинские. В этом письме святой Патрик властно и с яростной ревностью о своей пастве обращается к Коротику - бриттскому вождю, чьи воины-христиане во время набега пленили для продажи в рабство множество новокрещеных ирандцев - «подопечных» св. Патрика. Сам факт жестоких убийств и пленения христианами христиан предельно возмущает святого, и он угрожает Коротику и его воинам отлучением. «Ревность Божия» понуждает его, заявляя о своем даре, настаивая на своем призвании и правах, снова и снова взывать освободить пленников.
Я, Патрик, грешник, невежда, живущий в Ирландии, свидетельствую о епископстве своем. Более же всего верую, что все, что есть у меня, получил я от Бога. И вот, я живу среди варваров, странник и изгнанник ради любви Божией… Если я достоин, живу для Бога моего, чтобы учить язычников, даже если иные и презирают меня…
…Разве в Ирландию попал я не Божиим велением, а чрез зов плоти? Кто принудил меня? Посему я связан духом не видеть никогда никого из родни своей. Разве мое это - что я имею святое сострадание к людям, которые некогда пленили меня и увезли с челядью и прислугой из отцовского дома?.. Вот, я слуга во Христе чужому народу ради неизреченной славы жизни вечной, которая есть во Христе Иисусе Господе нашем… Не моя это благодать, но Бога, Который дал мне это попечение в сердце, быть одним из Его охотников или рыбаков, о которых Бог некогда предсказывал, что они придут в последние дни…

Из «Исповеди» (Confessio)

В «Исповеди» - очевидно, написанной в конце жизни святителя Патрика («это слова исповедания моего, прежде чем умру»), хоть и составленной как автобиография, нет почти никаких данных для выяснения обстоятельств жизни святого. Хоть сколько-нибудь внятно он говорит о своем детстве, пленении пиратами, годах плена и обстоятельствах побега. С момента же обращения к Богу в плену новая жизнь во Христе захватывает Патрика настолько, что в ее сиянии «стираются» все детали жизни земной. «Исповедь» - это искренний и вдохновенный гимн благодарности Богу за избрание на высокое служение, апология своей деятельности перед лицом противников, пламенное отвержение обвинений… Но самым потрясающим в этом небольшом тексте с не очень грамотным латинским языком, с не очень внятным богословским содержанием остается сама личность святого, его несокрушимая вера в свою избранность Богом на свидетельство об Истине «до самых краев земли». Засвидетельствовать право нести свое служение до самой смерти, с желанием никогда не оставлять возлюбленных «сыновей и дочерей Ирландии» - в этом главный нерв «Исповеди». И не случайно в житии святого говорится о том, что среди иных Божиих даров, испрошенных им, есть и право судить ирландцев в день Страшного суда: согласимся, именно этого и заслуживает та пламенная любовь к Богу и к своим пасомым, которой полон святой Патрик…

…Исповедуюсь Господу моему и не стыжусь пред лицом Его, ибо не лгу: о тех пор как я познал Его в юности моей, возрастала его мне любовь к Богу и страх Его, и доныне, с Божией помощью я сохранил веру.
Итак, неутомимую благодарность возношу Богу моему, сохранившему меня верным в день искушения моего, так что теперь смело совершаю Ему служение и живую жертву - душу мою - приношу Христу Господу моему, сохранившему меня в дни утеснений моих. И говорю: «Кто я, Господи, и что молитва моя, что Ты дал мне бремя этого божественного дара?» И ныне я неизменно возвышаю голос среди язычников и прославляю имя Твое, где бы я ни был, не только в счастье, но и в несчастье; и, что бы ни случилось со мной, хорошее или дурное, все должен принимать я одинаково и всегда благодарить Бога, даровавшего несомненную и безграничную веру в Него… В те дни я и не знал, что приступаю к столь благочестивому и удивительному делу и подражаю тем, кого Господь некогда назвал возвестителями Своего Евангелия «во свидетельство всем народам», до конца мира. И вот, видим, что так и исполнилось. Се, мы свидетели, что Евангелие проповедано до пределов обитаемой земли.
Вот, снова и снова кратко повторяю слова исповедания моего. Свидетельствую в истине и в радости сердца перед Богом и святыми ангелами Его, что не имел никакой другой причины, кроме Евангелия и обетований Его, чтобы вернуться к народу тому от которого перед этим едва спасся…
Вручаю душу свою Богу надежнейшей опоре моей, ради Которого я, в ничтожестве своем, стал посланником… Ибо Он не посмотрел на мое ничтожество и избрал меня… чтобы я стал одним из самых малых служителей Его… Все, что у меня есть, я получил от Него. Но Он испытует сердца и внутренности и знает, как я хочу… пить чашу Его, которой Он удостоил других, любящих Его. Пусть так будет мне от Бога моего, что никогда не придется мне покинуть свой народ, который я обрел на краю земли.


17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. А недавно на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве было принято решение, что РПЦ будет отмечать день этого святого ежегодно 30 марта. В этом обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об этом Святом, день которого празднуют без особой святости.

1. 17 марта - день смерти


Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем


Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее - то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство


В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник - символ Святой Троицы


Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии


Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый... Синий!


На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии


Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии


По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России


К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий - по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви ».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили


Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Recordid=33844#frame width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/tWkFGZSDFHE" frameborder="0" allowfullscreen>

Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев .

На иконе Собора Британских и Ирландских святых изображены (ниже приведены в порядке кончины, слева см. схему их расположения на образе):
  • Первомч. Британский Албан Веруламский (+ 305, память 22 июня)
  • Свт. Ниниан Уитхорнский (+ 432, память 16 сентября)
  • Свт. Патрик Ирландский (+ 461, память 17 марта)
  • Свт. Герман Мэнский (+ ок. 474, память 3 июля, 31 июля/1 октября)
  • Св. Морвенна (нач. VI в., память 5 июля)
  • Свт. Дубтах Армахский (+ 513, память 7 октября)
  • Прп. Моненна Ирландская (+ ок. 518, память 6 июля)
  • Прп. Бригитта Ирландская (+ 525, память 1 февраля)
  • Свт. Дифриг Эргингский (+ ок. 550, память 14 ноября)
  • Прп. Гильда Премудрый (+ ок. 570, память 29 января)
  • Прп. Брендан Странник (+ ок. 575/577/583, память 16 мая)
  • Прп. Петрок Корнуоллский (+ 594, память 4 июня)
  • Свт. Асаф Ллан-Эльвийский (+ ок. 596/601, память 1 мая, 11 мая)
  • Прп. Колумба Ионский (+ 597, память 9 июня)
  • Прп. Австолл Корнуоллский (VI в., память 28 июня)
  • Свт. Бранвалладер Корнуоллский (VI в., память 19 января, 9 февраля, 6 июня)
  • Прп. Брэннок Браунтонский (VI в., память 7 января)
  • Свт. Махар Абердинский (VI в., память 12 ноября)
  • Мч. Нектан Хартлендский (VI в., память 17 июня)
  • Св. Нонна Валлийская (VI в., память 3 марта)
  • Свт. Серван Шотландский (VI в., память 1 июля)
  • Прп. Сейриол Пенмонский (VI в., память 1 февраля)
  • Свт. Давид Валлийский (+ ок. 600, память 1 марта)
  • Свт. Августин Кентерберийский (+ 605, память 26 мая)
  • Свт. Кентигерн Стрэтклайдский (+ ок. 612, память 13 января)
  • Прп. Кевин Глендалохский (+ 618, память 3 июня)
  • Мц. Винифреда Трефинонская (+ 630, память 3 ноября)
  • Прп. Энсвита Фолкстоунская (+ ок. 640, память 31 августа)
  • Мч. Освальд, король Нортумбрийский (+ 642, память 5 августа)
  • Свт. Павлин Йоркский (+ 644, память 10 октября)
  • Свт. Феликс Бургундский (+ 648, память 8 марта)
  • Свв. братья прп. Фурсей Ирландский (+ ок. 648, память 16 января) и Фойллан
  • Свт. Вирин Дорчестерский (+ 650, память 3 декабря)
  • Свт. Айдан Линдисфарнский (+ 651, память 31 августа)
  • Мч. Освин, король Нортумбрийский (+ 651, память 20 августа)
  • Прп. Беуно Клинногский (+ ок. 660, память 21 апреля)
  • Св. Кадваладр, король Валлийский (+ 664, память 12 ноября)
  • Свт. Кедд Ластингемский (+ 664, память 7 января, 26 октября)
  • Свт. Колман Линдисфарнский (+ 676, память 18 февраля)
  • Св. Этельдреда Элийская (+ 679, память 23 июня)
  • Прп. Хильда Уитбийская (+ 680, память 25 августа, 17 ноября)
  • Свт. Эрконвальд Лондонский (+ 686-693, память 30 апреля)
  • Свт. Кутберт Линдисфарнский (+ 687, память 20 марта)
  • Свт. Феодор Тарсийский , архиеп. Кентерберийский (+ 690, память 19 сентября)
  • Свт. Эдберт Линдисфарнский (+ 698, память 6 мая)
  • Мц. Осита Чичская (+ 700, память 7 октября)
  • Свт. Хедда Винчестерский (+ 705, память 7 июля)
  • Св. Адриан Кентерберийский (+ 709, память 9 января)
  • Прп. Гутлак Кроулендский (+ 714, память 11 апреля)
  • Свт. Эгвин Вустерский (+ 717, память 30 декабря)
  • Прп. Фридесвида Оксфордская (+ 735, память 19 октября)
  • Прп. Витбурга Холкемская (+ ок. 743, память 17 марта)
  • Прп. Вальбурга Хайденхаймская (+ ок. 779, память 25 февраля)
  • Свв. братья свт. Виллибальд Айхштетский (+ 781/786/787, память 7 июля) и св. Виннибальд Хайденхаймский (+ 761, память 18 декабря)
  • Мч. Кенельм Валлийский , король Мерсийский (+ ок. 821, память 17 июля)
  • Свт. Свитин Винчестерский (+ 862, память 15 июля)
  • Мч. Эдмунд, король Восточно-Английский (+ 869, память 20 ноября)
  • Прп. Неот Корнуоллский (+ 877/880, память 31 июля)
  • Страстотерпец король Эдуард Английский (+ 979, память 18 марта)
  • Прп. Эдита Вильтонская (+ 984, память 16 сентября)
  • Свт. Дунстан Кентерберийский (+ 988, память 19 мая)
  • Сщмч. Алфегий Кентерберийский (+ 1012, память 19 апреля, 8 июня)
  • ST AEDH MACBRICC founded many churches at Meath of which he was Bishop. He is particularly invoked for the cure of headache. He died in 588.
  • ST AFAN, grandson of a king, was a disciple of St Dewi. He died in Llanafan, Powys.
  • ST ALDHELM was the first English scholar of distinction, and became first Bishop of Sherborne. His brief episcopacy was marked by energy and enterprise. He died in 709.
  • ST ATRACTA who is renowned for her powers of curing illness. In her lifetime her convent at Killaraght was the scene of many miraculous healing. She lived in the 6th century.
  • ST BEOCA founded a monastery at Lough Derg in Donegal, Ireland, in the late 5th century.
  • ST BONIFACE, a native of Devonshire, he missionized Germany, and the results of his labours endured. He brought other missionaries from England, including women and died in Friesland in 754 or 755.
  • ST BRYNACH left Ireland in the 5th century and settled in Pembrokeshire, Wales, where he remained a pious hermit.
  • ST CAINNECH. Devotion to him in Ireland is second only to that accorded to St Patrick and St Brigid. He is renowned as a poet and lover of lonely places. He founded many monasteries and later went to Scotland where he worked with St Columba of Iona. After a life resplendent with miracles he died in 599.
  • ST COLMAN OF ARMAGH was a disciple of St Patrick, by whom he was buried.
  • ST CUTHMAN, a confessor who lived a holy life as a shepherd in Sussex in the 9th century.
  • ST DAMIAN. In the 2nd century he came to preach the Gospel in Britain at the invitation of St Lucius, King of the Britons.
  • ST DEINIOL, son of a Celtic chieftain, founded two monasteries in North Wales, both named Bangor. With St Dewi and St Dyfrig held synod of bishops in 545. He died about 584.
  • ST EDWIN, King, baptized with his nobles and many others by St Paulinus of York. He reigned in a Christian spirit, bringing peace and order to his kingdom. He was killed fighting the pagan Mercians and was revered as a Saint and Martyr. He died in 632.
  • ST ELSTAN, monk at Abington Abbey in the reign of Edgar the Peaceable, then bishop of Winchester. He died in 981.
  • ST EOCHOD is remembered as Apostle of the Picts in Scotland where he preached the Gospel in accordance with the wishes of St Columba. He died in 597.
  • ST ETHELBURGA, sister of St Erconwald, was appointed by him Abbess of the monastery at Barking. She is said to have shown herself in every way worthy of her brother, in holiness of life and in care for those under her. Miracles were recorded at her monastery during her lifetime. She died about 676.
  • ST ETHELWALD. A monk at Glastonbury under St Dunstan. He founded a monastery at Abingdon, and later a number of others including Peterborough. He was consecrated Bishop of Winchester. He died in 984.
  • ST FAILBHE, Abbot of Iona in the 7th century.
  • ST FINIAN, an outstanding Irish scholar who went to Scotland to be trained in the monastic life at Candida Casa, the great monastic school founded by St Ninian. On returning to Ireland he founded a monastery at Moville in County Down of which he became Abbot-Bishop. He died in 576.
  • ST FUGATIUS. With St Damian he came to preach the Gospel in Britain in the 2nd century at the invitation of St Lucius, King of the Britons.
  • ST GERAINT, confessor, king, friend and father of Saints, who in the 6th century was the spiritual son of St Teilo, at whose hands he received the Last rites before entering the heavenly abode. In the world St Geraint was King of Devon.
  • ST GERMAN, a British Celt who was converted to Christianity by St German of Auxerre, whose name he took. He received a martyr"s crown in present-day Normandy in 460.
  • ST GLADYS, daughter of King Brychan of Brecknock, wife of St Gwynllyn, and mother of St Cadoc , in the 6th century.
  • ST HELIER, born in Belgium of pagan Saxon parents, he was instructed in the Faith by his Christian tutor. He was baptized and trained in the ascetic life at the monastery of Nanteuil, and also taught the Celtic language. From there he went to a group of strict hermits on the Isle of Jersey and later withdrew to a cave in the rocks. From there he missionised the local inhabitants. When pirates raided the island St Helier preached Christ to them and was killed, thus becoming Jerseýs first Martyr, in 560.
  • ST HERBERT, disciple and friend of St Cuthbert, was venerated in the Lake District and is still remembered there. He lived as a hermit on the island in Lake Derwent Water which bears his name. He died in 687.
  • ST HIEU, Abbess of Tadcaster, Yorkshire, was instructed in the monastic life by St Aidan. She died in 657.
  • ST IA was born in Ireland and migrated to Cornwall, settling at Porthya, now St Ives. She was to have travelled to Cornwall with St Fingar and his companions but somehow they left without her. As a sign that her mission was pleasing to God, a leaf was miraculously enlarged to carry her over the sea and she who was last to leave was the first to arrive. For many years she laboured for Christ before receiving a martyr"s crown in 450.
  • ST ILLTYD, one of the most celebrated of the Welsh Saints, spent his early life at court, but renounced the world and became a monk. He was a disciple of St Cadoc and later founded the abbey known as Llan-Illtut (Llantwit) which became a "nurserý for many of the Saints of the Celtic church. He died in 505.
  • ST JUSTUS, son of St Geraint. He became a monk and lived in a solitary cell. He eventually settled in a place which perpetuated his name, St Just-in-Penwith. He died in the 6th century.
  • ST KENNERA, a holy virgin who lived as a solitary at Kirk-Kinner in Scotland (Galloway) in the 5th century.
  • ST MAELRHYS witnessed to the Faith on the isle of Bardsey (the Isle of Saints) in the 6th century.
  • ST MACNIS was baptized by St Patrick and later consecrated Bishop by him. He died in 514.
  • ST MELOR, a boy Martyr who was murdered by his uncle wishing to usurp his father’s throne. There are churches dedicated to him in Wiltshire, and a holy well in Callington, Cornwall.
  • ST MEWAN, disciple and relative of St Samson of Dol. He entered a monastery in Brittany and later founded another. He died in 617.
  • Ss SOCRATES and STEPHEN, who were martyred in Monmouthshire in 304 under the persecution of Diocletian.
  • ST TERNAN was a missionary among the Picts in Northern Britain in the 6th century. He was founder and Abbot-Bishop of Culross monastery in Fifeshire. He was educated at Candida Casa.
  • ST THENEVA was the mother of St Kentigern Mungo and with him is venerated in the Glasgow area (6th century).
  • ST ULTAN was brother of Ss Fursey and Foillan. He succeeded St Foillan as Abbot of Fosses, and he too was revered there, as a Saint. He died in 686.
  • ST URITH OF CHITTLEHAMPTON, a Celtic maiden of pure and holy life who had been converted to Christianity by the Bishop St Kea in the 6th century. With patience she suffered the jealousy of her heathen stepmother, who eventually was overcome with hatred and bribed haymakers to attack and kill St Urith with their scythes. The place of her martyrdom was marked by the miraculous appearance of a spring in the Devonshire village of Chittlehampton.
  • ST YRCHARD, a native of Scotland who was ordained by St Ternan. They laboured together to preach the Gospel to the heathen Picts in the 5th century.

Использованные материалы

  • "Журнал № 49", Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 г. , архив официального сайта Московского Патриархата за 1997-2009 гг.:

Монашеская система образования стала мощным толчком в развитии средневековой Ирландии. Многие монастыри стали градообразующими центрами ирландских поселений.

История появления

Первые христиане появились на юге острова из римской Галии в V веке . Национальным святым Ирландии стал Святой Патрик , прибывший в Ирландию с миссией в начале V века. Первые христианские монастыри создавались в местах влияния друидов . В 546 году святой Колумба основал монастырь в Дерри , в 563 году - на острове Айона . Деятельность ирландских монахов особенно активизировалась после основания в 635 году монастыря на острове Линдисфарн , который стал центром проповеднической деятельности ирландского монашества на Британских островах и материковой Европе .

Ирландское монашество

Большие монашеские общины в 300-700 монахов становились центрами образования местного населения. Монашеское образование продолжало традиции кельтских народов, не отрицая культурные традиции этих народов. Кельтская школа «закона, права и сказителей» переосмысливалась и приспосабливалась ирландскими монахами к учению христианства.

Находясь за пределами Римской империи и вне воздействия нашествий варваров , церковная структура Римско-Католической Церкви развивалась в Ирландии на базе монастырей. Появление ярких религиозных личностей в монастырях привело к тому, что местные епископы зачастую находились в подчинённом состоянии. В течение многих веков в монастырях жили по уставу святого Колумбана , более строгому, чем устав святого Бенедикта . Таким образом в I тысячелетии н.э. в Ирландии сформировалась уникальная ситуация для западной Церкви. Монастыри отвечали за духовное попечение местного населения, а епархиальные епископы назначались аббатами монастырей. До XII века ирландское монашество формально находилось в независимых отношениях с Римом, что иногда создавало конфликтные ситуации с миссионерами из материковой Европы. Другой особенностью ирландского монашества была его глубокая связь с ирландской племенной структурой. Руководители монастырей зачастую имели родственные связи с местной знатью.

Строгая аскетичность монашества оказывала влияние на духовную жизнь ирландского народа . Одной из форм проявления такой духовности стало «паломничество ради Христа». Многие монахи и миряне отправлялись в добровольное изгнание за пределы Ирландии, на материковую Европу. В результате во многих местах Европы возникали монастыри, распространявшие ирландскую духовность. По некоторым данным, ирландские монахи доходили даже до Киевской Руси . Самым известным таким паломником стал святой Колумбан . В 590 году он отправился в Галлию. В VII веке монах Киллиан посетил Франконию и Тюрингию.

В конце VIII века Ирландия стала подвергаться набегам скандинавских викингов . Это вторжение привело к упадку монашеской жизни. Монастыри разграблялись, монахи уводились в рабство. Многие монахи из-за угрозы смерти бежали на материковую Европу, где обосновывались в других монастырях.

Ирландские святые

  • Болкан (Олкан), епископ Деркенский
  • Киаран Клонмакнойсский (см. )
  • Киаран из Сайгира (см. )
  • Колумба (Колумкилле)
  • Коэмген (Кевин) (см. )
  • Руадан из Лорры (см. )
  • Сеннан с Иниш Катах
  • Фехин (Мо-Экка) из Фобара (Фавория)
  • Финнбар из Корка (см. )
  • Финниан Клонардский (Винниан) (см. )

См. также

  • Собор святых, в земле Британской и Ирландской просиявших

Напишите отзыв о статье "Ирландские святые"

Примечания

Литература

  • Католическая Энциклопедия, т. 2, изд. Францисканцев, М., 2005, стр. 474 - 490, ISBN 5-89208-054-4
  • Félire Óengusso Céli Dé. The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. by Wh. Stokes. London, 1905, repr. Dublin, 1984
  • Four Irish martyrologies (Drummond, Turin, Cashel, York) / Ed. by P. Ó Riain. London, 2002
  • The Martyrology of Donagal: A Calendar of the Saints of Ireland / Transl. by J. O’Donovan; ed. with the Irish text by J.H. Todd. Dublin, 1864
  • Félire Húi Gormáin. The Martyrology of Gorman / Ed. by Wh. Stokes. London, 1895
  • Vitae sanctorum Hiberniae, vols. I-II / Ed. C. Plummer. Oxford, 1910, repr. Dublin, 1996
  • Vitae Sanctorum Hiberniae ex codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi / Ed. W. W. Heist. Bruxelles, 1965

Отрывок, характеризующий Ирландские святые

Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.
А между тем стоит только отвернуться от изучения рапортов и генеральных планов, а вникнуть в движение тех сотен тысяч людей, принимавших прямое, непосредственное участие в событии, и все, казавшиеся прежде неразрешимыми, вопросы вдруг с необыкновенной легкостью и простотой получают несомненное разрешение.
Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно.
Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.

Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.

Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.

Точные годы жизни святого Патрика до сих пор остаются предметом дискуссии. В качестве дат рождения называют годы от 371 до 415, а смерти - от 457 до 493 годов. За годы миссионерской деятельности он основал несколько сотен церквей и окрестил более 120 000 ирландцев. Теперь креститель Ирландии вместе с десятком других святых Западной Европы включён Синодом и в православный церковный месяцеслов - поминальный список святых.

В Ирландии день святого Патрика считается одним из самых главных государственным праздников. А поскольку в последние века из-за гонений и голода на родине ирландцы широко расселились по миру, прежде всего по заморским англоязычным странам, то День святого Патрика теперь отмечают во всём мире. Фактически он символизирует день ирландской культуры. В США в праздновании обычно принимают участие президенты страны. В частности, Барак Обама в этот день посещал ирландский паб неподалёку от Белого дома.

ПАВЕЛ ВИНОГРАДОВ

Русская православная церковь (РПЦ) ежегодно будет отмечать День святого Патрика - небесного покровителя Ирландии. Об этом заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. По его словам, 9 марта Священный синод рассматривал вопрос о включении в список почитаемых РПЦ святых древних святителей из Центральной и Западной Европы. «В общей сложности в месяцеслов были включены имена более полутора десятков святых, подвизавшихся в западных странах, среди которых - святитель Патрикий, просветитель Ирландии, более известный среди верующих нашей страны как святой Патрик», - сказал Легойда. Он сообщил, что список формировался на основе почитания европейских святых православными в западных епархиях. При этом Синод учитывал «безупречность исповедания ими православной веры, обстоятельства, при которых состоялось прославление, а также отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с восточной церковью и восточным обрядом». Из-за разницы календарей РПЦ будет праздновать день святого Патрика не 17 марта, а 30-го.

Из блога

Вообще-то, Св. Патрик давно уже в РПЦ почитаем, или я чего-то не понял. Я ходил в храм, где висела икона собора ирландских святых. Там и он был, и Святой Брендан, и Святой Колумба... Святый отче Патрикие, моли Бога о нас!

Диакон Андрей Кураев считает, что вопрос не в том, почему в московские святцы внесены эти западные дополнения, а в том, почему это сделано так поздно и в столь малом числе.

АНДРЕЙ КУРАЕВ

1. В первом тысячелетии каждая епархия (митрополия) сама составляла свои святцы. Воедино их стали сводить лишь в начале 2 тысячелетия. К этому времени между Западом и Востоком уже упал кадильный занавес, и поэтому сотни западных святых прежних веков не попали в кпльские списки.

2. Одна поместная православная церковь, канонизировав своего святого соотечественника, рассылает известие об этом другим церквам. И те принимают к сведению не ими самими совершенную канонизацию, а просто включают в свой календарь новые имена. Поэтому не всегда включение в святцы (календарь) равно канонизации. Между канонизацией святого в одной церкви до включения их в календарь другой могут пройти годы. При этом обычно другие церкви не оспаривают канонизаций, проводимых каждой из них.

3. К началу 21 века Русская Церковь стала глобальным институтом. Ее епархии и приходы есть на всех континентах и уж точно во всех странах Западного мира. При этом очень важно присмотреться к местному этно-религиозному пейзажу и найти нечто близкое - чтобы не казаться совсем уж инопланетянами. Местные католики с удовольствием рассказывают новым православным соседям о местных святых прежних веков. Если они были признаны таковыми (святыми) местной еще православной же церковью древности - то и нынешние православные признают их святость.

4. Вся Римская империя от Сирии до Британии (и ее наследники) была православной в течение многих веков своей истории. Православный мир с тех пор не вводил новых догматов - в отличие от западного. Это позволяет считать православие "античным христианством", первоначально проповеданным и принятым в Италии и Ирландии, Галлии и Северной Африке.

5. В православии принято особо почитать местных святых - хранителей данного "Богопасаемого града". Поэтому для православных переселенцев или же местных конвертитов важно было найти этих местных и православных святых. Это важно и для их собственного укрепления в этой земле, и для преодоления отчуждения от местных католиков.

Почитание святого Патрика действительно было в РПЦ и других православных церквях и ранее, но на уровне местного почитания в отдельных общинах.

День просветителя Ирландии, католического Святого Патрика отмечается 17 марта. Этот праздник фактически превратился в день ирландской культуры, который стал популярным в Москве во времена Лужкова и отмечается молодежью шествием по улицам, распитием пива и эля.


Из блога

Теперь РПЦ тоже начнет отмечать день этого святого... Спасибо РПЦ, у нас появился еще один пивной день. Теперь можно со спокойной совестью пить пиво и 17-го марта, и 30-го. Побольше бы таких праздников!


Из блога ()

Помимо Ирландии и США особо почитают Патрика, как второго по значимости после Девы Марии покровителя, в Нигерии. Там Отцы святого Патрика - ирландские миссионеры, активно участвовали в крещении населения этой крупнейшей африканской страны с начала XX века.

Справки для...

Св.Патрикий был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Тем не менее, его почитание в православных церквах носило местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием был не решен. Теперь решен.

Общепочитаемый Церквями святой, благодаря решению РПЦ перестает быть карнавальным персонажем. РПЦ показывает, как надлежит отмечать дни памяти святого верующему человеку-очищать свою душу покаянием, предаваться сугубой молитве и посту (коль день сей пришелся на время Поста).

Итак, список. Список почитаемых святых древних святителей из Центральной и Западной Европы. Однако,читая новостные ленты(да и ЖЖ блоги некоторых авторов), с удивлением обнаруживаешь - называют-то только одного, Святого Патрикия, Патрика...

ПОСТАНОВИЛИ:

Включить в месяцеслов имена следующих святых:

Кстати. Вопрос о почитании местных святых был рассмотрен на конференции епископов Русской Зарубежной Церкви в Женеве 16-17 сентября (по старому стилю) 1952 года под председательством архиепископа Иоанна. В списке том можно лицезреть и многих из тех, кого ныне почитать будет Русская Православная Церковь...