Расписание поездов шымкент. О городе шымкент и его достопримечательностях Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно

Чимкент расположен на юге Казахстана. Долгое время он находился на стыке нескольких средневековых государственных образований и переходил из одних рук в другие. В 1864 году город был силой присоединён к Российской империи. В последнее время стала появляться информация о быстром росте Чимкента и повышении его роли в жизни Казахстана. Предполагается, что в течение нескольких лет численность его населения превысит 1 миллион человек.
Т. к. мне пришлось просидеть во Внуково лишние сутки, то план поездки был нарушен в самом её начале. Пришлось исключить из него Караганду. Все билеты я купил заранее, поэтому в Караганду из Астаны всё равно пришлось ехать, но только для того, чтобы пересесть на местном вокзале в поезд, следующий до Алма-Аты. Начав располагаться в плацкартном вагоне, я обнаружил, что багажная полка уже, чем обычно, и мой велосипед, в сложенном виде, лежит там очень ненадёжно, раздумывая, сразу падать вниз или подождать, пока состав начнёт движение. На мой вопрос проводник ответил:
- Это же бизнес-класс! Наши пассажиры ездят с малым количеством багажа!...
У меня было два варианта. Договариваться о переходе в купейный вагон или просить проводника устроить велосипед в его служебном купе. Т.к. оба они предполагали доплату, то я предпочёл первый, всё-таки, при этом улучшались ещё и условия поездки. Я уже бывал в этих краях, в 2007 году, и поделился после возвращения своими впечатлениями с Интернетом. В частности об этом поезде №1 Астана - Алма-Ата:
"...в его сооружении использовали много пластика. Выглядит красиво, но тесновато. В купе, вместо привычного стола, почему-то умывальник (которым так никто и не пользовался). Спальные места опускаются из ниши, и делали это постоянно без нашего на то желания. Ещё раз убедился, что удобней классического российского купе пока ничего не придумали ..."
В этот раз я сразу завалился спать и продолжал данное занятие почти до прибытия в Алма-Ату, поэтому ничего добавить или опровергнуть в приведённой выше фразе не могу. В последний момент я решил выйти на станции Алма-Ата 1, чтобы на велосипеде проехать к главному вокзалу Алма-Ата 2. Сейчас можно сказать, что это время было потрачено не слишком рентабельно, т.к получилось всего несколько фотографий, которые покажу позже.
После объявления посадки на поезд, который должен был доставить меня в Чимкент, я старался не мешкать, т.к. пассажиру со складным велосипедом правильнее зайти в вагон пораньше, чтобы найти место для своей громоздкой поклажи. Вагон опять оказался необычным, в этот раз китайского производства. Он напоминал наш купейный, только купе были без дверей и каждое предназначалось для шестерых пассажиров! (Три полки в высоту с каждой стороны). Для багажа была небольшая ниша, уходящая в коридор, но она была занята сумкой ранее зашедшего пассажира. Я остановился в раздумьях. Пассажиров пока ещё было мало. В этот момент ко мне обратился молодой здоровый парень:
- Вы не согласитесь перейти на другое место? Мы тут едем компанией...
- Пожалуйста. Но мне нужно купе с пустой багажной полкой, чтобы положить велосипед...
Он ринулся активно проверять весь вагон и вскоре позвал меня:
- Проходите сюда!...
Только я занял место, как подошёл человек с огромным баулом и совершено спокойно поставил его в проход между полками, полностью исключив возможность какого-либо передвижения по купе. Т.к. это было очень неудобно, то одна из пассажирок забрала багаж на свою полку (нижнюю) и спала, свернувшись калачиком. Опасаясь, что удовлетворение буйных железнодорожных фантазий заставит руководство Казахской железной дороги предложить мне, как пассажиру, на обратном пути из Чимкента в Алма-Ату, что-либо, вообще не пригодное для перевозки велосипеда, я сразу поинтересовался у попутчиков:
- Не знаете, какого типа вагоны будут у меня на обратном пути?... - и показал билет.
- Обычные, можете ехать спокойно..
Чимкент встретил жарким солнечным утром и верблюдом, возлежавшим у колонны с часами (зверя справа от неё я так и не смог идентифицировать).

Карта города у меня была плохая, да и информации особой о Чимкенте я перед поездкой не собрал, поэтому сначала выяснил, в какой стороне центр города. Сунувшись в подземный переход, обнаружил, что он завален мусором, поэтому местные жители в него и не шли, а переходили дорогу там, где им удобней... Рядом с вокзалом стояли дома, построенный в советское время. На одном из них уцелел плакат, рассказывающий о том, как дружно жили люди в многонациональном Казахстане. Когда от дворовой помойки отошли два копавшихся в ней немолодых джентльмена, показалось, что они как бы продолжают во Времени сюжет плаката: один из них был казах, другой русский. Причём русский был в очках, видимо, много читал, в своё время...

Заглянув поглубже под сень деревьев, обнаружил юрту-кафешку, посетители которой наслаждались едой и хорошей погодой (это лучше всего делать в прохладной тени).

Памятник Кабанбай батыру, не раз водившему казахское войско против джунгар (монгольская народность). Учитывая, что фотография сделана в первой половине дня, показывает полководец на северо-запад. Что он говорит в этот момент?
- Братья-казахи! Нам всё труднее защищать свою землю от врагов. Нужно обратиться к российскому царю за помощью, а то и, вообще, признать его своим государём...

Выходим к большой площади Ордабасы. В центре её монумент "Ана жер", посвящённый независимости Казахстана.

Здесь же центральная мечеть города. Зимой неподалёку настроились ставить новогоднюю ёлку, но служители мечети добились её переноса в другое место.

Я хотел съездить, между делом, в древний пригород Чимкента - Сайрам. Мне сказали, что маршрутки туда идут от центрального рынка. Подъезжаю, уточняю у таксистов, где именно они стоят, и начинаю пристёгивать велосипед к столбу, предварительно сняв рюкзак.
- Вы что, собираетесь его здесь оставить? - округлил глаза один из водителей.
- Да. Трос-то металлический...
- Не вздумайте... Всё равно украдут...
Я останавливаюсь. Уточняю у него:
- Скажите пожалуйста, сколько нужно времени на поездку в Сайрам?
- Несколько часов уйдёт...
После некоторого раздумья решаю не ехать, т.к. может не хватить времени на сам Чимкент.
Это фотография рынка. Он огромен, но внутрь я не заходил.

Город занимает большую территорию. Значительная часть застройки - невысокие дома. Интересного среди них немного.

Собор Николая Чудотворца (1988 г).

Его двор зелен и тенист. Набираю воды и пью, сидя на скамейке. Рядом рабочие занимаются переноской мебели какого-то иного скарба. Руководит всем этим пожилая дама с босыми ногами. Делаю ей комплимент:
- Ловко у Вас получается командовать мужчинами...
- Да что Вы, я женщина простая...
- Видно, - я чуть опускаю взгляд.
Она понимает мою иронию и добавляет:
- Жарко просто... - по её интонации я понимаю, что она готова ответить на несколько вопросов.
- Скажите, пожалуйста, в Чимкенте есть ещё церкви? Я турист из России, хотел бы их сфотографировать, если они интересны.
- Есть, но объяснить, как туда проехать я не могу. Да и небольшие они...
- Мало храмов получается, город-то большой...
- Хватает. Русские-то уезжают...

Памятник генералу Великой Отечественной Сабиру Рахимову. Он погиб в 1945 году. С Сабиром Рахимовым связана запутанная история, касающаяся его национальности. Он записывал себя во всех анкетах узбеком. И потому, после Великой Отечественной войны, считался единственным узбекским генералом-героем. Его именем был назван район Ташкента и станция метро. Был ему установлен и памятник. Но один упорный казахский учёный долго копал и вытащил на свет факты, свидетельствующие о том, что Рахимов то ли был казахом, то ли он из смешанной семьи (отец - казах, мать - узбечка). Получалось, что в Ташкенте увековечили память казаха (по крайней мере, тень на генерала была брошена). Его имя исчезло с карты Ташкента, а памятник демонтировали (в 2011 году), пообещав, правда, просто перенести его в другое место. А в Чимкенте установили свой в 2012 году.

Два новых здания в характерных стилях.

Это, вроде бы, китайский ресторан.

Ещё одна мечеть. Видно, что население бывших советских республик тянется к Исламу. В китайском вагоне, который доставил меня в Чимкент, в туалете был врезан кран недалеко от пола и стояла обрезанная пластиковая бутылка для воды. После того, как очередной правоверный заходил туда по большой нужде, пол был полностью залит водой (туалетной бумагой они не пользуются). При этом бросалось в глаза, что мыла на полочке нет...

Но цивилизация приходит и в религиозные заведения.

Интересное здание в небольшом сквере я сначала принял за учреждение культуры. Оказалось, что это ресторан.

В саду можно было увидеть барашка.

Сквер рядом с памятником Рыскулову (советский деятель).

Ещё одна юрта. Интересно, нужно ли её владельцу выплачивать сборы в таком же размере, как и владельцам стационарных торговых точек? Попытался поговорить с русским жителем города. Почему-то казалось, что новости с "Большой земли" его должны волновать. Но ошибся. Ни к России, ни к Чимкенту у него никакого интереса не было. Как всегда, мне приходилось, время от времени, задавать вопросы горожанам. Как-то здесь люди вяло отвечали. Почти половина из них (и русские, и казахи) отнекивалась, не выказывая какого-либо желания поговорить.

Комплекс "Киш-миш". Скорее всего, развлекательный.

С большим старым парком, что для этих мест очень важно.

Ещё одно подобное заведение с налётом национального колорита.

Какими-то закоулками выбираюсь на бульвар Кунаева. Бывший советский руководитель республики не забыт в Казахстане.

Протестантская церковь.

Фонтаны рядом с универмагом "Шымкент". Но надо сказать, что их в Чимкенте немного.

Ещё один в районе площади Ордабасы.

Больница советского времени постройки.

Дворец бракосочетаний.

Думаю, что семейство оленей здесь уже давно.

Здание с восточным фасадом.

Памятник композитору Шамши Калдаякову.

Неподалёку огромная маска.

Аллея чимкентских героев.

Административное здание.

Поблизости находится этнопарк Кен-баба. Его достоинства хорошо понимаются в солнечную погоду (которая, наверное, здесь обычное явление).

Заглянем в какую-нибудь хижину.

На территории установлены макеты достопримечательностей Казахстана.

Есть свой писающий мальчик.

Театр кукол находится в бывшем Никольском соборе (начало XX века).

Театр оперы и балета работает в здании бывшего ДК "Машиностроитель".

Два раза видел на улицах города памятники тюльпанам. Почему именно эти цветы изображены никто мне так и не ответил (спросил у двух человек, больше не стал).

Парк Абая. Надо сказать, что городские парки - привлекательная сторона Чимкента. Почему-то в нём слонялось много сотрудников МВД.

Здесь расположен монументальный комплекс, посвящённый Великой Отечественной войне. (Если я не ошибаюсь).

Мальчишки читают фамилии земляков. Или родных... Школьники здесь встречались только в форме. Белый верх, чёрный низ. Уже позже заметил, что у обоих синие галстуки. Иначе бы поинтересовался, что они означают...

Есть в парке и современная военная техника.

Казахи издревле были скотоводами и кочевниками. И всё это время рядом с ними были лошади. Памятник посвящён именно этому...
Когда ехал в поезде в Чимкент, то залюбовался табуном за окном. Кони скакали по бескрайнему полю, гривы развевались на ветру... Казалось, что они олицетворяли здесь Вольность, Бесконечность и Свободу... Невольно высказался:
- Красиво!... А для чего их так много?...
- Как?... А Вы знаете, какая из них колбаса вкусная!... - сказавшая фразу женщина практически сразу поняла, что сделала это не к месту, и в купе, на какое-то время, воцарилась тишина...

Я опять подобрался к старому городу, который расположен, вообще-то, недалеко от вокзала, просто я утром отправился в другую сторону. Старая мечеть.

Её двор был ещё открыт. Вслед за мной вошёл мальчишка с бутылью для воды и стал набирать её из колодца.

Сооружение напомнило мне узбекские мечети, которые я хорошо запомнил во время предыдущей поездки. Не удивительно, ведь ещё сто лет назад Чимкент был населён преимущественно узбеками.

Минарет, в ожидании ночи, старался запастись теплом, подставляя кирпичные бока лучам заходящего солнца...

На холме, являющемся стратегической высотой данной местности, был разбит целый парк, посвящённый обретению независимости Казахстаном. Наличие помпезных сооружений в честь начала самостоятельной жизни данной страны сильно удивляло. Если вспомнить историю, то казахские ханы сами обратились к России с просьбой принять их под своё крыло. Причины на то были серьёзными, т.к. со всех сторон казахов теснили соседние племена и народы. Часть которых просто исчезла с лица Земли, т.к. не выдержала изнурительной борьбы за своё существование. Казахи же, в составе России, благополучно прошли сквозь длинное лихолетье и сохранили свою огромную территорию с помощью штыков российской армии. Теперь же вся страна заставлена грандиозными памятниками, посвящёнными этому событию, будто бы кто-то их удерживал. Если вспомнить недавнюю историю, то решение о распаде СССР было принято без Назарбаева и он был волен делать что угодно.

Девочки, вы местные жители?...
- Да...
- Давайте покажем миру, что в Чимкенте есть красивые невесты!...
Какая же женщина, понимая, что она привлекательна, откажется показать себя... Им-то что, сфотографировались и пошли дальше... А меня потом вопрос стал терзать, какая же из них симпатичнее? В конце концов, я определился с выбором, но оглашать его не буду, т.к. это может поссорить подруг...

Ротонды по периметру холма.

Отсюда хорошо просматривается город. Это центр, в нём достаточно высоких зданий. За мостом виден монумент, находящийся на площади Ордабасы, показанный в начале рассказа.

Достаточно быстро стемнело, и заработала подсветка фонтана. Этого я и ждал. Теперь все пункты поездки были выполнены.

Не доезжая до Чимкента, по дороге появилась жизнь. Конные, пешие люди, всадники на верблюдах, ослах, лошадях, запряженных в арбы, двигались в город или оттуда. Между тем, самого города еще не видно. Даже с расстояния трех-четырех верст его едва можно заметить, потому что Чимкент расположен на низине. Только кругом, да и то в небольшом количестве, кое-где разбросаны садики. Версты за две от города, с небольшого холма, командующего городом, открывается часть стены и вершины множества деревьев, будто внизу, в лощине, раскинулся огромный сад. Этот вид, рисующийся под высоким гребнем гор, которые поднимаются на окраине горизонта, чрезвычайно живописен.

Спустившись к воротам, мы выехали в город. Отсюда местность опять идет книзу, мимо больших, густых садов, которые пересекаются глубокими и многочисленными арыками, выбегающими и на улицу. Большое количество деревьев и замечательное обилие проточной чистой воды приятно поражают с первого раза. Проехав несколько улиц и базар, мы стали подниматься к цитадели, расположенной на чрезвычайно обрывистой горе.

Спросив у коменданта, где наша квартира, мы, по его приглашению, спустились опять в город и вошли во двор, отведенный нам под квартиру. […]

Цитадель г. Чимкента

5—13-го сентября пробыли в Чимкенте. Первый мой визит был цитадели. Она величиной сажен во сто в диаметре и построена на горе твердой глины, ограниченной со всех сторон обрывом средней высоты, сажен в шесть или пять. Обрыв градусов в восемьдесят и более, следовательно, без лестниц недосягаем. С западной стороны, т. е. там, где цитадель примыкает к городскому базару, у подножия скалы выросли высокие ветлы. Гора или скала до того тверда, хоть и состоит из суглинка, что в некоторых местах она подмыта внизу, так что толща земли у фундамента скалы поднимается кверху под тупым углом. В обрыве щуры поделали себе много гнезд. Цитадель состоит из ряда двух укреплений, охватывающих крону всей горы. Переднее, более низкое, как бы составляет оборонительную стенку или отделенные одежды высокой задней стены. Между ними выкопан ров. Стенка дурно поддержана и имеет зубцы, а местами и навесные бойницы. Главный вал похож на прочие укрепления кокандской постройки. Внутри цитадели есть еще редюит, примыкающий одною стороною к совершенно неприступному северному обрыву; с прочих сторон он окружен высокою стеною, обстреливающею внутренность цитадели. В редюите, над самым обрывом, выстроено хорошее здание, служившее местом жительства кокандского коменданта Чимкента. Теперь это госпиталь нашего гарнизона. По своей неприступности, цитадель Чимкента едва ли бы могла быть скоро взята самым решительным неприятелем, если бы ее обороняло полтора европейских батальона, снабженные достаточным количеством продовольствия и воды.

В цитадели выстроено длинною двойною линией шестьдесят девять орудий, отнятых Черняевым у кокандцев во все время войны. Между ними есть порядочные мортиры, должно быть, пудового калибра, есть гаубицы и орудия калибров, подходящих к нашим; есть и фальконеты. Орудия — и медные и чугунные. Некоторые из первых весьма порядочной отливки, со щегольскою чеканкою, арабесками между тарелью и цапфами. Дельфинов не заметил. У некоторых имеются татарские надписи, чеканенные серебром. Особенно хороши фальконеты, которые, кажется, действовали с верблюдов. Чугунные орудия отлиты очень дурно, и на поверхности остались неправильности от дурно слепленных кусков опоки. Все лафеты без исключения очень дурны. Они напоминают будто английские. И лес и оковки из рук вон как плохи, особенно колеса. У некоторых, вместо оси, просто ось из-под арбы с гигантскими неправильными колесами; одно орудие замечательно тем, что имеет подъемный прицел. Тут же лежат снаряды. Около орудий стоят две арбы, назначенные для того, чтобы возить важных кокандских чиновников. Это арбы с будочкой наверху и двумя рамами по сторонам. В одну можно входить сзади, для чего у ней и существует дверь. Замечательно, что оковка колес и крепость последних гораздо надежнее, чем у орудийных. На шину колес наколочены тесно друг около друга довольно высокие закругленные пирамиды из железа, основанием книзу, так что за ними не видно шины.

Западная часть г. Чимкента, вид с цитадели

Из цитадели весь Чимкент, лежащий у ее подножия, кажется будто на ладони. Все здания попрятались в густые сады, так что крыши, покрытые сперва войлоком либо камышевыми матами, а потом слоем глины, выглядывают только в ближайшей окружности. Далее же во все стороны простирается мешаный лес, из которого вытягиваются стройные пирамидальные тополи. Базар, лежащий у подножия цитадели, к западу от последней, виден весь. Одинаковой высоты и однообразного серого цвета крыши тесно прижались друг к другу, покрывая сплошною массою значительное пространство; только в одном месте между крышами остается четырехугольное пустое место — это караван-сарай. На дворе его стоят лошади приезжих. А далее за базаром только изредка можно заметить крышу, затонувшую среди окружающих ее деревьев. Внизу под северным обрывом цитадели идет дорога в , по которой постоянно протекает ручей, образующийся из ключей, бьющих у Аулие-Атинских ворот. Тут на некотором пространстве нет зданий, а стоят юрты байгушей-киргиз и ходит скот.

С восточной стороны цитадели за валом, сделанным русскими и охватывающим довольно большое пространство бугра, приближающегося к скале, раскинулась слободка, построенная уже нами для солдат. Кругом ни прутика зелени, а за водою нужно спускаться книзу. К чему это заперли бедных солдатиков на этот бугор? А внизу так много зелени, и вода под рукой, и базар, и народ, и все, что хочешь!

Базар лежит у западной стороны скалы, на которой построена цитадель. Он довольно значителен и чист. Базар, как и в , состоит из нескольких рядов лавок, составляющих улицы, крытые сверху всякою дрянью: хворостом, войлоком, соломою, матами из тростника и пр. Лавки — открытые комнаты, которых пол фута на два выше уровня улицы. Он, эти лавки, самых разнообразных свойств. В одной из них поднимаются горы огромных арбузов, из которых каждый пристыдил бы арбуз, глядевший на капитана Копейкина, и несравнимых по вкусу дынь; в другой — в открытых мешках продаются красильные вещества: томар-баяу, кизым-баяу и табак. Владелец этих москательных сокровищ сидит на войлоке посреди своих мешков, со сложенными под себя ногами, и усердно толчет и растирает табак, чтобы получить (не от нособоя ли?), нюхательный табак. В третьей лавке стоят в мешках же рис, крупа, хлеб в зернах и в муке, кукуруза, соль. Хозяин лавки — киргиза, продающий в городе произведения многих своих родичей, байгушей, обрабатывающих землю недалеко от Чимкента. В четвертой — в стройном порядке висят узды, нагрудники и подхвостники, лежат седельные арчаки, войлочные разных цен крылья к седлам, стремена, ремни. Сарт, сидящий тут, вооружен шилом и вместе с другим человеком, вероятно, подмастерьем, увеличивает свое богатство шитьем нового чапрака; в пятой, шестой и т. д. лавках продаются каменная и деревянная посуда, миндаль, фисташки, орехи, кишмиш, урюк, сапоги и ичиги с калошами, мыло и свечи, красный товар и русские изделия. Между этими лавками можно заметить и парикмахерскую, в которой хозяин — фельдшер, он же цирюльник, умеющий, как и у нас, «брить, стричь и кровь отворять». В настоящее время он добривает голову одного правоверного, печальные гримасы которого могут засвидетельствовать прохожим, что бритвы мастера не совсем исправны и что он не очень жалеет кожу своих посетителей. Рядом лавка с кумысом, и в жаркий день всякий прохожий может совершенно прохладиться большою чашкою этого напитка, стоящею пять копеек или четверть кокана.

Есть здесь и обжорный ряд или, если хотите, кафе-ресторан местного характера. В открытой, как все, лавке устроена печь, в которую вмазан котел. В нем целый день кипит вода, а над нею поставлен целый обелиск сит, из которых каждое плотно уставлено над нижестоящим ситом. Пар от воды, налитой в котел, проходит, следовательно, через все сита. Сарт, которому принадлежит такая кухня, занят обыкновенно все базарное время. В то время как его помощник, обыкновенно оборванный мальчишка, раскатывает из теста лепешки, он подхватывает их, накладывает посредине мелко изрубленной баранины, складывает тесто в пирожок и бросает в сито, в котором и должны приготовиться пельмени, любимое блюдо азиат. Правоверные, в чалмах и тюбетейках, подходят к пельменщику и требуют закуски на четверть кокана, редко более. За четверть кокана или пять копеек им выбрасывается из сита на прилавок двадцать дымящихся пельменей, которые истребляются последовательным препровождением в рот. Когда мы пришли к пельменщику, он стал непомерно важничать, зазвал нас в курятник, пристроенный за лавкою, в котором стояла мебель, похожая на наши деревянные кровати, и принес гору пельменей, в которые были воткнуты две вилки с изломанными ручками. Знаем, мол, европейские порядки.

Чайная (самоварчиги)

Не менее любопытны чайные лавки с тульским гигантом и дымящеюся трубою наверху. В средине лавки сидит кружок сартов со вспотелыми лбами, усердно попивающих чай, большею частью без сахару, из чашек, напоминающих наши полоскательные.

Для того, чтобы отчетливо представить себе азиатский базар, нужно сблизить вместе все эти картины; нужно представить себе справа и слева грязные лавки, хозяева которых либо занимаются в открытой лавке своими ремеслами, либо болтают с проходящими, либо перекликаются через улицу, либо громко торгуют с покупателями, либо, наконец, спят, растянувшись между мешками. Другие лавки пустые: хозяева куда-то ушли.

Между лавками снует народ: медленно движется толстый сарт с целою штукою мешхедской кисеи, наверченной на голове. Завидя его, купцы приговаривают: «Аман быу»! Это должен быть либо очень богатый человек, либо сеид, либо ходжа. Тут же едет ободранный киргиз на тощей лошади, поглядывая по сторонам, бегут взад и вперед мальчишки, медленно движется нагруженный сеном или джумурчкою верблюд, издавая протяжный рев, скрипит арба своими немазанными колесами, а молодой малый, сидящий на запряженной в нее лошади, кричит особенным образом, чтобы ему давали дорогу.


Чимкент и его уличные типы

Для большей характеристики всей картины, кое-где движутся ослы, нагруженные хворостом, либо мешками так, что из-под горы, лежащей на нем, видна только одна голова с длинными ушами, наставленными с недоумением вперед. Между этою странною толпою шныряют наши солдаты в гимнастических рубашках. Непривычная для европейского глаза картина становится совершенно странною, благодаря еще более непривычным для нас крикам, стуку в лавках, гортанным междометиям, реву животных, редко у нас встречающихся, окликам проезжих и всему шуму, раздающемуся на базаре.

Нищенствующие каляндары

На перекрестке базара иногда можно видеть , странствующих мусульманских монахов, фанатиков, в конических высоких шапках и типичных длинных халатах, иногда сшитых из разноцветных кусков всевозможных материй. В руках у них длинные посохи и миски или баклачи, сделанные из темной тыквы. Выстроившись в ряд, они начнут какой-то дикий концерт и странными гортанными звуками воспоют величие пророка и его имамов. Стоя впереди их и, непременно заткнув пальцами оба уха, кричит во всю силу легких старый дувана, регент мрачного хора и атаман этой шайки дармоедов. Бродя из города в город, они наберут много «коканов», двугривенных, а при случае распалят фанатизмом правоверные головы.

В другом месте чистенький, хорошо одетый мулла, почувствовав проповедническое вожделение, остановится на видном месте базара и станет опрятно засучивать рукава своего халата. Затем приличным и спокойным тоном начнет он говорить, что Бог дал ключ от рая такому-то ангелу, и при этом правою рукою будто грациозно положит что-то на ладонь левой. Вдруг, вероятно припомнив что то страшное, он метнется вперед, к самому носу слушающего его жирного торгаша, и не своим голосом закричит и завопит на весь базар. Не беспокойтесь; это только ловкий ораторский прием. Через несколько секунд он вернется на свое место и, спокойно обводя слушателей глазами, будет продолжать свою проповедь тихим и рассчитанным голосом.

Или иногда увидишь полуодетого юродивого дервиша, повещающего великим криком всему базару, что пришел конец мира, что земля более не станет носить людей, так они греховны; что Аллах уже предупредил о своем гневе, попустивши господство «уруса», русского, над правоверными. Проповедник беснуется, высоко поднимает брови, закрывает глаза, болезненно водит их под веками, судорожно морщить лоб, с которого льется пот, и, раскрывая глаза, показывает мутные, бессмысленно блуждающе зрачки. Его слушатели: собака, сонный сарт, свесивший из своей лавочки ноги в башмаках, и несколько прохожих постепенно исчезают и заменяются новыми зеваками.

Чимкент. Конный базар

Солнце проникает на базар только сквозь ветви, навоз и хворост, набросанные на навесах, перекинутых с одной лавки на другую. На улице, залитой лучами жаркого солнца, больно смотреть, а на базаре всегда тень и прохлада, и вся его перспектива рисуется в полусвете рельефно и мягко. Только в нескольких местах в дырья, образовавшиеся в навесе, прорывается яркий свет, разнообразно золотя проходящих людей и животных.

В Чимкенте два караван-сарая. Один из них — четырехугольное здание, имеющее со двора лавки по всем четырем фасам. На середине двора несколько кольев для привязыванья лошадей. В караван-сарай собираются караваны, пришедшие в город, и товары раскупаются купечеством уже здесь; сюда же заезжают проезжие, занимая вместо номеров лавки. У другого караван-сарая, менее большого, также лавки, выходящие во двор, а посередине род беседки, обсаженной виноградом. Когда мы были, спелые грозди висели сквозь деревянную решетку, напоминая про широту, под которой мы находились. Впрочем, в Чимкенте разводят мало винограда, а большею частью, равно как и персики, его привозят из Ташкента.

Внешний вид Чимкента очень интересен. Весь город расположен в котловинной впадине, так что едва виден с самого близкого расстояния. Каждый дом обсажен со всех сторон деревьями, которые выглядывают из-за заборов, будто нарочно посаженная по обеим сторонам дороги аллея. В некоторых улицах всегдашняя тень, падающая от высоких тополей, осин, верб и фруктовых деревьев. Обойдя Чимкент, я не встретил ни одного двора без деревьев. Жители жалуются, что теперь многие домохозяева рубят лес и продают его русским на постройку казармы за цитаделью.

По садам и улицам бегут многочисленные арыки с чистою водой, которая журчит будто горный источник. Все арыки города берут свое начало в ручье Кошкар-Ата («бараний отец»), который начинается в обильных ключах, бьющих из-под горы. Близ последней находится могила святого Кошкар-Ата, которого историю рассказать мне не могли. Кошкар-Ата втекает в город под стеною, близ Аулие-Атинских ворот, и здесь собирается в большой арык, из которого берут начало все другие, орошающие сады города. Кошкар-Ата не только снабжает город водою, но три арыка идут от него еще на городские пашни. Так как местность между Аулие-Атинскими воротами, цитаделью и базаром очень низменна, то часть Кошкар-Аты, переливаясь через арык, разливается, отчего здесь стоит вечная лужа, не дозволяющая заселить эту местность.

В версте за русскою слободкою берет свое начало Кошкар-Ата в глубокой промоине, из трех родников. Здесь бывший кокандский комендант Чимкента развел небольшой садик, в котором жил Черняев после взятия города. Так как никакого здания здесь нет, то для него была поставлена юрта. Сад известен теперь под именем Черняевского, и тут посажено несколько виноградных лоз.

В Чимкенте нам отвели квартиру в доме здешнего богача.

При Черняеве он был секретарем города Ташкента и, говорят, предан России. Во всяком случае, совершенно верно то, что он не дичится русских. По особенно благоприятному случаю, хозяин, желая быть с нами любезным и, может быть, отплатить нам за обильный чай, выпиваемый у нас, согласился показать внутренность своего жилища. Вот его жилище, могущее служить характеристикой прочих сартовских построек.

С улицы дом нашего хозяина вовсе не виден. Тянется только глиняная стена, из-за которой видны деревья; снаружи, т. е. к стороне улицы, насажены ветлы для того, чтобы воспользоваться арыком, протекающим тут, между улицею и стеною. Вход в дом по мостику, переброшенному через арык. Ворота шириною шага в три. Далее следует длинный и темный коридор. Первая дверь из него ведет налево в первый дворик; напротив входа навес, примыкающий к стене. Налево арык обтекает квадратное пространство земли, устланное матами из камыша и ковром. Арык этот прокопан от главного, идущего по улице, и, обогнув квадрат, сливается опять с главным арыком. Остающееся затем пространство в левой стороне двора занято террасой, примыкающей к воде и к зданию, занимающему часть двора. На дворе растет несколько деревьев, из которых одно, тал, обхвата в два. Прямо против входа часть двора занимается, как сказано, навесом, а другая, меньшая, зданием, поставленным на ребро ко входу, одною стороною по стене, составляющей наружную ограду. Здание шагов десять в длину и шагов шесть в ширину. Окон нет. Вместо них одна деревянная решетка, выходящая на двор. Одна дверь из дерева, украшенная резьбой. На длинной стене, противоположной дверям, пять ниш, на короткой — три; на стене, в которой дверь — четыре. Свет проходит только через дверь и решетку. Здесь мы спали. Второй двор примыкает к стене нашего жилища (или, вернее, двора), противоположной той, близ которой арык. Чтобы попасть туда, нужно опять выйти в темный коридор, прямой выход из которого в этот двор загорожен траверсом, т. е. глиняною стенкою. Второй двор больше первого раза в полтора. С трех сторон, кроме той, которая противоположна входу, он обстроен тремя зданиями. Налево построен точь-в-точь наш амбар или хлебный магазин, только с навесом впереди на столбиках и шестью дверями; над каждой из последних решетчатое окно. Это помещение двух жен хозяина, у каждой особенное. Внутри на полу этих помещений разостланы звериные шкуры; по нишам стоят кунганы, медные тазики, чайная и другая посуда; по стенам сундуки, на которых горы сложенных одеял. На растянутых от одной стены к другой веревках висит какое-то тряпье, вроде пестрых детских платьев. Архитектура внутренности жилища та же, как и нашего сарая, только с наружного фаса каждая пара ниш заменена дверями. Другое здание построено несколько иначе. Навеса впереди нет, а на одном краю пристроен, в виде большой голубятни, мезонин или башенка, которую хозяин назвал амбаром. В нижнем этаже живет третья и любимейшая жена хозяина. Внутри там убранство лучше; посуды больше, сундуки стоят по стенам чаще, а наваленные на них одеяла поднимаются еще выше. Против этого здания выстроен амбар или сарай, схожий с первым, только без навеса впереди. Здесь живет вдова хозяйского сына с детьми. Сюда нас не пустили, потому что тут спряталась вся прекрасная половина дома хозяина, т. е. жены. К боку этого здания был прилеплен двухэтажный навес, поддержанный колоннами. Это сеновал, что можно было видеть по джумурчке, наполняющей оба этажа. В очень жаркие дни хозяин взбирается на второй этаж сеновала на ночлег. Далее идет открытая спереди кухня и довольно просторная конюшня, в которой стоял аргамак хозяина. Через весь двор протекает арык, около которого растут абрикосовые деревья. Из второго двора проходят в третий, назначение которого служить жилищем коровам, собакам, и вообще быть задним двором. Все стороны этого двора обсажены пирамидальными тополями, есть одно инжировое дерево и несколько виноградных лоз, которые спасены от истребления тем, что коровы и телята привязаны. Через задний двор проходит довольно большой арык.

Обойдя все дворы, мы уселись около подносов с туземными угощениями, разложенными у входа в дом третьей жены. Против нас, в помещении вдовы, собрались все дамы и, забыв всякий стыд и приличия, обстоятельно определенные шариатом, с любопытством рассматривали нас. Мы принесли с собой подарки. Получив их через посредство двенадцатилетнего хозяйского сына, прекрасный пол поднял несколько резкий писк и шум.

Хозяин хотел угощать нас чаем, но он слишком торопил подавать его, чтобы мы не поняли, что нам пора убираться. Двенадцатилетний сын хозяина крикнул даже что-то служанкам весьма решительно. Из его энергических слов я разобрал два: чай и дора. Мы встали и, провожаемые хозяином, пришли на свой двор.

Пустив нас к себе, хозяин оказал крайнюю любезность. Желая удовлетворить наше любопытство и в то же время опасаясь огласки своего вольнодумного поступка, он говорил: узнают — так нехорошо. Хозяин склонился наконец на нашу просьбу и, конечно, доставил мне этим много удовольствия.

Среднеазиатские постройки обусловливаются двумя местными условиями: замкнутостью семейной жизни и теплым климатом. Замкнутая семейная жизнь требуется шариатом и, в сущности, составляет главную силу и слабость мусульманства; силу — потому что поддерживает фанатизм и мусульманскую исключительность; слабость — потому что уничтожает возможность развития. Если семейная обособленность есть необходимое условие мусульманства, то совершенно естественно в постройках восточных народов должны были появиться высокие стены, окружающие со всех сторон жилище, и несколько отделенных друг от друга помещений у всякого человека, принимающего гостей и имеющего средства. Климатические условия сделали то, что дворы стали настоящим местом жительства, которые орошаются, где можно, водою и для исполнения омовений, и для прохлаждения воздуха. В самом деле, сидеть в комнате при сорока пяти или пятидесяти градусах жары — нестерпимо; если же во дворе есть зелень и вода, то эта температура переносится там легче, чем двадцать пять градусов в Петербурге. И те, и другие условия породили дворы с садиками, как главное место жилища, высокие, прочные заборы, которыми они прикрыты со стороны улиц, безобразные, но прохладные помещения, служащие только местом ночлега, и каналы с проточною в них водою.

И мы, живя в Чимкенте, проводили целый день и вечер на воздухе. Тут же мы собирали почетных лиц города для расспросов и работали с ними. Вследствие причин, породивших среднеазиатские жилища и привычки, мне кажется, почтенные граждане Чимкента были бы крайне удивлены, если бы мы пригласили их в комнату для совещаний. […]

Сартки, сколько я мог заметить еще в Туркестане, по экземплярам, виденным мною, очень недурны. Они все брюнетки с правильными, мужественными чертами лица и малы ростом. В Ташкенте, Чимкенте и Карнаке они с любопытством выглядывают на русских из-за высоких стен, с видимым намерением обратить на себя внимание; но на улице, встречая русских, они немедленно опускают на лицо черную волосяную сетку, обыкновенно закинутую на голову, что дает им вид чумных мортусов. Так бывает, если на улице есть хоть один сарт; если же нет мужчины-мусульманина, сартки не закрывают своего лица за сетку, а смотрят на русских с пристальным и нескромным вниманием. У всех женщин, сколько-нибудь понимающих приличия, ногти рук выкрашены темно-желтою несмываемою краскою. На шее бедных и богатых непременно навешаны монисты из монет или кораллов. Бешмет ярких цветов, сотканный пополам из шелка и бумаги, туго стянут на талии кушаком. На небольших ногах — широкие шаровары и башмаки с загнутыми носками и высокими тонкими каблуками, подбитыми медными подковками. […]

12-го числа вся комиссия ездила в Сайрам, чтобы составить себе понятие о шести городах, окружающих Чимкент. Все они по административному влиянию чимкентского бека и правам здешнего казы-келяма были в зависимости от Чимкента. Эта зависимость продолжается и теперь, так как русские из числа всех семи городов, джиты-кент, живут только в Чимкенте.

Дорога, выйдя из ворот, которые мы штурмовали, пройдя мимо кокандских контр-апрошей и оставив вправо сперва цитадель, а потом наши осадные батареи, поднимается в гору. Оттуда Чимкент так же хорош, как и с Туркестанской дороги; примкнув одною стороною к горе красной глины, на которой расположена цитадель, он раскинулся к северу от нее, утонув весь в садах, так что из-за них не видно зданий. Из гущи зеленых фруктовых деревьев поднимаются чрезвычайно красивые пирамидальные тополи с белою, как у берез, корою на стволе и такою же яркою зеленью.

Когда хорунжий Потанин проезжал с подарками от императора Александра I к кокандскому хану, Чимкент был построен на горе за цитаделью, где ныне русская слободка. Вниз, к арыкам Кошкар-Ата, жители Чимкента, по их словам, стали переселяться не далее как шестьдесят лет тому назад. Теперь от прежнего города не осталось и следов, благодаря непрочному материалу, из которого сарты строят свои дома.

С горы дорога в Сайрам опускается опять в лог и идет все время мимо пашен, теперь не засеянных. Предание гласит, что когда все двенадцативерстное расстояние между Чимкентом и Сайрамом было застроено, тогда оба нынешние города составляли один большой и богатый. Может быть, это и так, потому что существование большой цивилизации по системам Сыра и Аму в древнее времена несомненно. Сарты говорят, что в древние времена кошка могла пробежать по крышам домов от Чимкента до Аральского моря. Но следов этой цивилизации не осталось никаких. Фотографии взяты из «Туркестанского альбома» (1871-1872). Все фото кликабельны.

А еще — пост френда markgrigorian , побывавшего в городе в 2008 году, и (выложены в комментариях к этой публикации).

Шымкент, население, которого в ближайшие десятилетия достигнет миллиона человек. Этот южный город республиканского значения, сейчас один из самых быстрорастущих на постсоветском пространстве. В 2011 году был признан лучшим городом СНГ Международной ассамблеей столиц и крупных городов. В самом Казахстане Шымкент часто называют Техасом, имея ввиду своеобразный характер выходцев из этого региона, отличающихся особой предприимчивостью. По мнению горожан, это один из самых комфортных для проживания городов, чему способствует теплый климат и близкое соседство с Ташкентом и Бишкеком. Какова численность населения Шымкента? Сколько раз переименовывали город? Об этом и не только расскажем в статье.

Общий обзор

История города начинается с 12 века, долгое время он переходил от одних завоевателей к другим, пока в 19 веке город не взяли штурмом русские войска и он вошел в состав Российской империи, потом Советского Союза. В 1991 году стал областным центром Южно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Этимология названия города происходит от двух иранских слов: "кент", что означает город, местность и "шым" - в основном переводят, как луг, трава. Поэтому Шымкент скорее всего переводится, как "зеленый город", "цветущий город", "город-сад". Населенный пункт практически только один раз менял название, семь лет, с 1914 по 1921 годы, он назывался Черняев. Переименование произошло в честь 50-летия империи, генерал Черняев возглавлял войска, взявшие штурмом город. В советское время его вновь переименовали в Чимкент, в независимом Казахстане уточнили произношение, сделав его ближе к казахскому.

Этот город - один их крупнейших в Казахстане по занимаемой площади - 1162,8 кв. км. Если брать всю городскую агломерацию вместе с пригородными поселениями, то население Шымкента насчитывает 1.8 миллиона человек.

Шымкент является экономическим и промышленным центром Казахстана. В городе работают крупные предприятия нефтеперерабатывающей и химической отрасли, цветной металлургии и машиностроения. Продолжают функционировать построенные в середине 20 века предприятия легкой промышленности и фармацевтики.

Населенный пункт является третьим в стране, где был открыт многофункциональный центр занятости населения. В Шымкенте в этом учреждении можно получить множество разнообразных государственных услуг, по принципу одного окна - зарегистрироваться по месту проживания, получить льготные путевки, свидетельства о браке и рождении, зарегистрироваться на бирже труда. В нем также можно получить информацию о пенсии и получении инвалидности. Сейчас в центре занятости населения Шымкента услуги полностью предоставляются в цифровом формате. Можно получить все виды услуг в электронном виде, в том числе справки, консультации колл-центра и цифрового кабинета. Адрес центра занятости населения Шымкента - улица Байтерекова 89.

Население

Численность населения города Шымкент составляет около 989 тысяч человек, это третий населенный пункт в стране по этому показателю. При этом руководство города, ориентируясь на потребление энергоресурсов и собственную оценку, считает, что численность давно превысила миллион человек. Поэтому сколько человек в Шымкенте живет сейчас, точно не известно.

После обретения независимости Казахстаном, город стал одним из самых быстрорастущих в постсоветском пространстве. Численность населения Шымкента с одной стороны уменьшалась за счет отъезда русскоязычных граждан, с другой стороны усилился приток в город представителей коренной нации из села.

Кроме того, к городу были присоединены прилежащие районы. Например, за счет объединения города с тремя соседними районами в 2013 году численность населения Шымкента сразу выросла на 120 тысяч человек. В 2015 году после очередного приращения территории в городе уже насчитывалось 858 тысяч человек. В связи с увеличением площади, занимаемой городом, изменилась и плотность населения, в старых границах около 1825 человек на квадратный метр, в новых - 733.

После присоединения районов, населенных в основном представителями узбекской национальности, изменился этнический состав населения города. Численность узбеков увеличилась до 161 222 человек, и они стали второй по размеру национальной группой, после казахов. В 2011 году русские были второй по численности группой населения города Шымкента. 91.3 тысяч человек составляли 14.52% от общего количества жителей. Казахов в городе проживало 407.3 тысяч человек, что составляло 64.76%. К 2015 узбеки стали составлять 18.78% от общей численности, русские опустились на третье место, с долей в 10.91%. Практически весь советский период русские составляли большую часть жителей города, начиная с переписи 1939 года, когда их общая численность составляла 47.26%. Если судить по первой переписи после завоевания города, когда русские войска отбили Шымкент у Кокандского ханства, основным населением были сартры, так называли оседлых узбеков в те времена, их доля составляла 84,6 %, русских тогда было не более 5,7 %, киргиз-кайсаков (казахов)- 4%.

Дружба народов

В советский период Казахстан был местом насильственного переселения многих народов со всей территории Советского Союза. Население Шымкента на сегодня представлено боле ста тридцатью национальностями. В городе работает девятнадцать национальных культурных центров, в том числе, казахский, узбекский, славянский, немецкий, корейский, которые располагаются в Доме дружбы им. С. Сейфуллина. По сравнению с советским Чимкентом, население города по национальному составу значительно изменилось, преобладающим народом в городе стали казахи. После обретения независимости Казахстаном, из страны уехала значительная часть русского населения, произошла массовая эмиграция греков и немцев на историческую родину.

Благодаря такому смешению народов, в городе представлены самые разнообразные аутентичные национальные кухни, от казахской и узбекской до кавказкой и корейской. Кроме того, благодатный жаркий климат дает возможность производить уникальную сельскохозяйственную продукцию. Многие туристы да и сами горожане отмечают отменный вкус шашлыка, мант, казан-кебаба, которые предлагают во многочисленных национальных кафе.

Ранняя история

Поселение на месте современного города существовало уже в 11-12 веке. Первое письменное упоминание о Шымкенте относится к 1425 году, в "Книге побед", древнего историка из Средней Азии Шарафадина Иезди, при описании завоевательных походов Тимура. В ней было написано, что в 1365—1366 годах, отправляясь в поход на Монголистан, полководец обнаружил свои военные обозы в селении Чимкент недалеко от Сайрама.

Город не раз подвергался набегам разных завоевателей, пока в начале 13 века Сайрамский оазис не захватили войска Чингисхана, после чего Шымкент стал частью монгольского ханства. В 16 веке город вошел в состав Казахского ханства, в 17-18 веке на Шымкент постоянно нападали джунгарские войска, одного из монголоязычных народов. Нашествия завоевателей не раз разоряли цветущий край, однако регион все равно отличался развитым земледелием, садоводством и ремеслами.

Долгое время, с конца 18 века и до первой половины 19 века, за контроль над городом боролись Бухарское и Кокандское ханства. В итоге, в 1810-1864 годах Шымкент стал хорошо укрепленной крепостью, где обосновалось многочисленное войско и разместилась резиденция кокандского ханского наместника. В 1821 году повстанцы под руководством казахского султана Тентек-торе смогли взять штурмом Шымкент и Сайрам, однако после нескольких проигранных сражений многочисленными войсками, подошедшими из Коканда, восстание было подавлено.

Вместе с Россией

В июле 1864 года полковнику Черняеву удалось взять считавшуюся неприступной крепость Шымкента. Небольшой отряд русского войска проник в город по водоводу, кокандский гарнизон был настолько деморализован внезапным появлением противника, что почти не оказал сопротивления. С этого времени город стал важным логистическим узлом, связывающим метрополию со среднеазиатскими территориями. В 1885 году было построено первое фармацевтическое предприятие - сантонинный завод, который стало одним из крупнейших в советские времена, сейчас это АО "Химфарм", входящее в польскую группу компаний Polpharma.

В годы войны в Чимкент (так назывался город в советское время) было перебазировано 17 заводов и фабрик, которые производили запасные части к танкам, оптические приборы и другую военную продукцию. Две пули из трех были сделаны из металла, произведенного на Чимкентском свинцовом заводе, построенном в 30- годах.

В последующие годы 20 века город быстро развивался, шло строительство крупнейших промышленных предприятий, это вызвало быстрый рост численности населения Шымкента. Город получил хорошо развитую инфраструктуру и социальную сферу.

Промышленность

Основная часть крупных промышленных предприятий была построена в советское время, многие из них пережили трудные времена разрухи 90 годов, когда практически все из них простаивали. Строительство этих индустриальных объектов способствовало значительному увеличению численности населения Чимкента, так назывался город в это время, в основном, за счет приезда специалистов из других регионов Советского Союза.

Большинство промышленных предприятий были построены в советское время и продолжают функционировать и сейчас, правда, иногда со значительным снижением объемов производства. В городе работают крупнейшие предприятия нефтехимической отрасли Казахстана "ПетроКазахстан Ойл Продактс", бывший Чимкентский нефтеперерабатывающий завод, занимающийся переработкой нефти и INCOMTYRE. Также в гооде действует бывший Чимкентский шинный завод, производящий шины для легковых автомобилей. Одним из крупнейших предприятий фармацевтической отрасли является компания "Химфарм", выпускающая широкий ассортимент лекарственных средств.

Машиностроительную отрасль представляют три предприятия. После нескольких лет простоя вновь заработал завод "Карданвал", специализирующийся на производстве карданных валов для автомобилей и тракторов Предприятие поставляет запасные части в основном в страны Евразийского экономического пространства. АО "Южмаш", специализируется в производстве кузнечно-прессового оборудования, машин и запасных частей. Предприятие в советское время широко экспортировала продукцию, в том числе и в Японию, для концерна Тойота. Производством элетротехнической продукции занимается ТОО "Электроаппарат", выпускающий в том числе силовые выключатели.

По-прежнему работает предприятие металлургической отрасли - бывший Чимкентский свинцовый завод, сейчас АО "Южполиметалл", который в Великую Отечественную войну был одним из основных производителей свинцовых пуль. Предприятие выпускает свинец и сопутствующие полиметаллы.

В 60-70 годах, чтобы снизить диспропорции в предложении женских рабочих мест, в городе были построены несколько крупных предприятий легкой промышленности. В это время население Чимкента и Казахстана в целом быстро росло за счет приезда специалистов из других регионов Советского Союза. Одно из таких предприятий - фабрика "Восход", занимающаяся пошивом женских и мужских швейных изделий. Предприятие имеет прекрасное итальянское оборудование и сейчас в основном занимается пошивом формы для казахстанских силовых структур. Фабрика "Эластик", носки которой экспортировались во многие страны мира, загружена сейчас незначительно. Текстильное предприятие "Адал" обладает невероятной мощностью и способно выпускать 3.5 тонн хлопчатобумажной пряжи и 7 млн. метров суровой ткани в год, фабрика ориентирована на использование хлопка, выращиваемого в регионе.

Как и в любом крупном региональном центре, в городе работают предприятия пищевой промышленности, обеспечивающие население практически всеми продуктами питания, в том числе молоком, рафинированным маслом, напитками. Самым знаменитым предприятием отрасли является АО "Шымкентпиво", завод построенный в 70 годы чехословацкими специалистами, выпускал настоящее "чешское" пиво. По отзывам горожан да и многих гостей, чимкетское пиво до сих одно из лучших в стране.

Инфраструктура

Шымкент всегда славился своей вкусной питьевой водой, по отзывам гостей города, холодная и чистая, она является одной из лучших в стране. Что неудивительно, ведь вода идет из чистейших подземных источников - родника Кызыл-Ту, Бадам-Сайрамского и Тассай-Аксуйского месторождений. Протяженность водопроводных сетей обеспечивает 82% населения г. Шымкента пресной водой.

Система централизованного теплоснабжения обеспечивает теплом центральные районы города и здания в зонах расположения крупных теплоисточников, обычно возле промышленных предприятий, и охватывает около 40% города. Децентрализованное теплоснабжение рассредоточено по всей территории. Значительная часть жилого сектора, которая традиционно представлена частными малоэтажными зданиями, обогревается индивидуально - газом. Данный населенный пункт - один из наиболее газифицированных в стране, развитая система газопроводных сетей обеспечивает 80.5% населения города Шымкента.

Канализационно-очистные сооружения для хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, построенные в основном в советское время, обеспечивают в большей части центральные и промышленные районы города. Централизованной канализацией охвачено только 60% населения Шымкента. Потребность в электроэнергии обеспечивается полностью, в основном перетоками из других регионов страны с Жамбылской ГРЭС (42 % от общей потребности) и Экибастузская ГРЭС-1 (33 %).

Достопримечательности: старый город

В древние времена вокруг неприступной крепости Шымкента население начало постепенно осваивать прилегающие территории. Старый город стал застраиваться домами и мастерскими ремесленников и земледельцев. Современный район построен на месте старого поселения, а новые улицы располагаются так же, как и улочки прошлых веков. К сожалению, сейчас осталось в сохранности только два архитектурных памятника 19 века: это жилой дом уездного начальника и мечеть Кошкар Ата. В последние годы советского периода планировалось сохранение Старого города, как этнографического музея под открытым небом, со строгими требованиями к новым зданиям, чтобы сохранить исторический облик города. Однако план так и не был реализован.

После завоевания города русскими войсками для нового руководства, присланного из метрополии, был построен дом уездного начальника. Многие известные люди, приезжавшие в город, останавливались в этом доме, в том числе известный во всем мире востоковед Василий Бартольд. Здесь также работал сын последнего казахского хана Ахмет Кенесарин.

Мечеть Кошкар Ата построена в 1850-1856 годах ферганскими ремесленниками в традиционном стиле и фронтальной композиции. Первоначально здание было построено из сырцового кирпича, поэтому оно постепенно со временем разрушилось, из-за периодического подтопления недалеко протекающей реки. Поэтому мечеть перестроили в 1891-1893 годах, использовали для этого уже обожженный кирпич.

Главная площадь города - Ордабасы - находится на месте, где в 19 веке располагалась восточная окраина Чимкента, население, которого составляло в то время около 11 тысяч человек. Здесь располагались восточные крепостные ворота в сторону дорог, ведущих в Тараз и Сайрам. С этой стороны под крепостными стенами находился базар, восточный рынок, из-за этого в те времена площадь называли "Базарной". На ней сходятся улицы, названные именами трех великих биев (судей) казахского народа6 Толе би, Айтеке би, Казыбек би. В центре площади находится главный памятник городА. Монумент "Отан Ана" представляет собой высокую стелу на которой располагается фигура молодой казашки, отпускающей в небо семь ласточек. Совсем недалеко от стелы протекает река Кошкар Ата, прямо в ней установлен целый комплекс фонтанов. По отзывам туристов, это одно из лучших мест города для отдыха в жаркое время года.

Достопримечательности: улицы

В давние времена город разрастался вокруг цитадели старой крепости и состоял из множества небольших извилистых улиц, которые хаотично развивались без всякого плана, однако, это не мешало населению Чимкента. Сколько людей проживало в старом городе никто определить не мог. В 1867 году, после присоединения к Российской империи, город становится уездным центром Сырдарьинской области и начинает строиться Новый город, планировка которого имела прямоугольную правильную форму и разделение на кварталы.

По границе между Старым и Новым городом проходит старейшая улица, заложенная в 19 веке уездным начальством, назначенным Российской империей. Она начиналась рядом с цитаделью древнего городища от Базарной площади и продолжалась в новых районах. С момента строительства и до Октябрьской революции она называлась Николаевской, потом ее переименовали в Советскую, а уже в независимом Казахстане снова переименовали в честь легендарного казахского судьи - Казыбек би.

Достопримечательности: парки

В конце 19 века были разбиты два сада: Соборный и Общественный городской, которые и сейчас являются любимым местом отдыха горожан и туристов. Сейчас это уже не сады, а парки "Кен баба" и "Центральный" соответственно.

Известный всем гостям города в советское время, как Детский, парк "Кен баба" и сейчас является популярным местом отдыха горожан и туристов, которых привлекают многочисленные аттракционы для детей и заведения общественного питания, предлагающие национальные блюда разных народов. По отзывам туристов, здесь созданы самые комфортные условия для желающих погулять с детьми и вкусно поесть. Очень много водоемов с чистой родниковой водой, искусственными водопадами, каналами и декоративными прудами, в которых плавают красивые рыбы и много водоплавающих птиц. В парке осталось много дубов и других деревьев ценных пород, высаженных в 19-20 веке.

В "Кен-баба", в одно время он назывался Соборным садом, в 1914 году был открыт Никольский кафедральный собор, построенный по проекту архитектора Мацевича. Одно из красивейших культовых зданий того времени в советское время было библиотекой, после демонтажа куполов, потом здесь работал Дворец пионеров. В настоящее время здание отдано областному кукольному театру.

Расписание поездов по станции Шымкент, отображенное на этой странице, носит информативный характер и не содержит оперативных изменений, связанных с ремонтными работами и другими обстоятельствами. При планировании поездки рекомендуется уточнять расписание в справочной вокзала.

Поезда по станции Шымкент

На сегодняшний день расписание поездов по станции Шымкент включает 55 жд рейсов дальнего следования, из которых 12 совершаются ежедневно. Минимальное время стоянки поездов 0 ч 10 м(состав по маршруту Алматы 2 - Атырау), а максимальное 0 ч 35 м(рейс по маршруту Москва-Казанская - Бишкек 2). Больше всего в расписании поездов прибывает из населенных пунктов: Алматы , Актобе в 06:48, 20:29 соответственно. Составы, отправляющиеся от станции Шымкент следуют далее по маршрутам - Шымкент - Атырау , Шымкент - Алматы , Шымкент - Актобе отправлением в 03:06, 20:44, 03:54 соответственно.При планировании поездки стоит учитывать, что расписание некоторых поездов, таких как 369Н Новосибирск-Главный - Ташкент-Пасс.(прибытие - 23:58, отправление - 00:16), 017Щ Бишкек 2 - Москва-Казанская(00:55, 01:13), 322Т Нукус - Алматы 2(00:58, 01:18), 076Ц Петропавловск - Кзыл-Орда(01:43, 01:58) имеют особый график движения, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретную дату.

Шымке́нт (до 1992 года Чимкент) - второй по численности населения и первый по занимаемой площади город в Казахстане, один из крупнейших промышленных, торговых и культурных центров страны. Административный центр Южно-Казахстанской области; образует вторую по численности населения городскую агломерацию в республике. Полный текст и ссылка на "ВИКИПЕДИЮ". https://ru.wikipedia.org/wiki/Шымкент Основан в XII веке. Прежние названия: Чимкент, Черняев, Неджикет. Площадь - 1170 км² Национальный состав казахи 64,76 % русские 14,52 % узбеки 13,70 % азербайджанцы 1,86 % татары 1,54 % корейцы 1,00 % украинцы 0,54 % турки 0,41 % прочие 1,68 % Казахский язык имеет статус государственного языка, русский - статус языка межнационального общения. К 2012 году 74 % взрослого населения Шымкента владело русским языком, 72 % - казахским, 9,5 % - английским, владеющие 3 языками (казахским, русским, английским) - 9,5 % Этимология Современное название города Шымкент состоит из двух частей: термина «кент» (город, селение, местность) и определения «шым». Компонент «шым/чим» исторически имел также варианты «чем», «чеменьгень», «чиминь», «чиминъгень». По мнению В. В. Бартольда и Э. М. Мурзаева, название города следует трактовать из согдийского «чиминь/чемень» (луг, луговина, цветущая долина в пойме реки) с прибавлением окончания «кент». В. В. Радлов толкует «чаман/чимен» (османский из персидского) как луг, дёрн, божья трава, греческое сено. В. В. Бартольд также приводит «чаман» из арабского, как «роща». Путешественником Г. Н. Потаниным в 1830 г. также была засвидетельствована форма «кеть» («Чимкеть»). Э. М. Мурзаев в 1984 году (со ссылками на Л. И. Розову 1973 и В. И. Савину 1972) объясняет «чамен/чемен» как «дёрн, верхний слой почвы, густо переплетенный травянистой растительностью». История Поселение на территории современного Шымкента существовало уже на рубеже XI−XII веков. Вместе с тем существует гипотеза и о более раннем его возникновении, выдвигаемая на основе найденных в ходе археологических раскопок захоронений, относящихся по оценкам специалистов к V−VI векам. В дошедших до нашего времени письменных источниках впервые о Шымкенте упомянул среднеазиатский историк Шараф ад-дин Али Йа(е)зди (1425 год) в книге «Зафар Наме» («Книга побед») при описании военных походов Тимура. На протяжении столетий город нередко переходил от одних завоевателей к другим. В начале XIII века через Сайрамский оазис в Мавераннахр вошли войска Чингисхана, после чего он стал частью владений потомков завоевателя. В XIV веке в результате успешных военных действий против ханов Ак-Орды и Золотой Орды Тимур включил его в состав своей державы. В начале XVI века Шымкент вошел в состав Казахского ханства, затем на протяжении XVII-XVIII веков стал объектом нашествий джунгарских завоевателей. Несмотря на бесчисленные войны и междоусобицы, пагубно сказывающиеся на жизнедеятельности населения, Сайрамский оазис оставался регионом развитого земледелия, садоводства и ремесла. В конце XVIII века и 1-й половине XIX века за владение Шымкентом вели борьбу Кокандское и Бухарское ханства. В 1810−1864 годах город представлял собой военный лагерь-крепость под властью Коканда с многочисленным войском и резиденцией наместника хана. В 1821 году казахский султан Тентек-торе возглавил восстание против Кокандского ханства. Войска повстанцев взяли штурмом Сайрам и Шымкент, однако из Коканда прибыли крупные силы, которые после нескольких сражений подавили восстание. В 1864 году в ходе военной операции российским войскам удалось отбить Чимкент у кокандцев. Будущий Туркестанский генерал-губернатор, в то время полковник Черняев приступил к своей задаче с весьма ограниченными средствами. Небольшой отряд Черняева захватил крепость Аулие-Ата, после чего в июле 1864 году взял Чимкент, считавшийся неприступным. Войска проникли в крепость по водопроводу, через сводчатое отверстие в стене крепости, и гарнизон был до того поражён внезапным появлением неприятеля внутри городской ограды, что не оказал почти никакого сопротивления. За взятие Чимкента Черняев был награждён Орденом Святого Георгия 3 степени. С этого времени город становится важным транзитным пунктом, связывающим европейскую часть России и Западную Сибирь со Средней Азией. Летом 1883 года на южной окраине города, вдоль берега реки Бадам и рядом с дорогой на Ташкент, купцами Николаем Ивановичем Ивановым и Никифором Прокофьевичем Савинковым (зять Н. И. Иванова) было начато строительство первого на то время в Средней Азии фармацевтического предприятия - сантонинного завода (товарищество «Сантонин» или «Сантонинный завод Савинкова и Никитина»), который уже осенью 1885 года выпустил первые 189 тонн сантонина. На его базе в дальнейшем был организован один из крупнейших фармацевтических заводов СССР, до обретения Казахстаном независимости носивший имя Ф. Э. Дзержинского (с 5 июня 1925 года) - ныне АО «Химфарм». В настоящее время предприятие входит в группу компаний Polpharma (Польша). В 1914 году, в честь 50-летия присоединения Казахстана к Российской империи, российскими властями городу было присвоено имя Черняева, но в 1924 году советскими властями возвращено прежнее название. В 1930-х годах в Чимкенте построен свинцовый завод. На его долю приходилось 70 % от общего объёма свинца, производимого в СССР. Введены в эксплуатацию масложировой комбинат (МЖК), чулочная и зеркальная фабрики. В 1932 году создана база сельскохозяйственной авиации, положившая начало созданию и развитию городского аэропорта. В годы Великой Отечественной войны Чимкент стал одним из городов СССР, куда был эвакуирован ряд промышленных предприятий страны. Из прифронтовой полосы сюда было перебазировано 17 заводов и фабрик. Город производил запасные части к танкам, снаряды, металл, свинец, оптические приборы и другую продукцию. Две пули из трёх, отстрелянных в фашистов, были сделаны из чимкентского свинца. Семеро чимкентцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Послевоенные 1950-1980-е годы отмечены бурным ростом экономики города. Строительство новых промышленных предприятий, вызвавшее бурный приток населения, обусловило развитие инфраструктуры и социальной сферы. Вместе с тем близость границы с маоистским Китаем, отношения с которым с начала 1960-х годов стали напряженными, Чуйской долины, традиционного центра выращивания анаши, а также наличие определенных противоречий в многонациональном населении быстро растущего промышленного центра, способствовали постепенному росту негативных явлений. Превращение города в перевалочный пункт доставки дефицитных товаров - сначала в Китай, а затем, с середины 1960-х годов - в Сибирь и Монголию, организация преступными сообществами наркоторговли, в которой в качестве курьеров нередко использовались водители большегрузных автомобилей, привели в 1967 году к массовым акциям протеста, вылившимся в кровавые столкновения, сопровождавшиеся погромами административных зданий, в том числе горкома партии, УВД, попытками захвата тюрьмы и расправы с работниками местной милиции, якобы занимавшимися поборами с водителей. В ходе подавления массовых акций протеста имелись погибшие и раненые, несколько сотен человек арестованы и осуждены к длительным срокам тюремного заключения. Согласно официальным данным, во время событий 12-15 июня 1967 года в Чимкенте погибло 8, было ранено свыше 50 человек. Органами госбезопасности СССР были установлены виновные в жестоком подавлении акций протеста из числа местных руководителей МВД, которые по итогам расследования были освобождены от своих должностей или переведены на работу в другие регионы. 8 сентября 1992 года транскрипция названия города Чимкент на русском языке была изменена на Шымкент. Население Конец XIX века По данным переписи 1897 года в городе Чимкент было 11 194жителей (6185 мужчин и 5009 женщин). Распределение населения по родному языку в 1897 году: сарты - 84,6 % русские - 5,7 % киргиз-кайсаки - 4,0 % украинцы - 1,8 % евреи - 1,6 % татары - 1,1 % поляки - 0,6 % немцы - 0,2 % каракалпаки - 0,2 % узбеки - 0,08 %. В Чимкентском уезде в целом в 1897 году проживало 285 059 человек, распределение населения по родному языку было следующим: киргиз-кайсаки - 78,8 % сарты - 11,2 % узбеки - 7,3 % украинцы - 1,5 % русские - 0,8 % татары - 0,2 % евреи - 0,07 %. Начало XXI века К 2011 году численность населения Шымкента выросла по сравнению с 2000 годом на 44,5 % (629,1 тыс. и 435,3 тыс. человек соответственно). Ежегодный рост численности населения города за период 2000-2011 годы составлял 3,5 %. Согласно данным Южно-Казахстанского департамента статистики население города на 1 апреля 2015 года составило 865 575 человек. Согласно утвержденному генплану Шымкента, вероятным сроком достижения численности населения города в один миллион жителей являлся 2015 год. Однако в конце 2014 года аким Шымкента предположил, что миллионной отметки численность населения города достигнет к 2019 году. Агломерация В настоящее время Шымкентская агломерация является одной из самых развитых в Казахстане. Численность населения Шымкентской агломерации в 2012 году составила 1,4 млн человек (8,5 % от численности населения Республики Казахстан), что делает её второй по величине агломерацией страны (после Алматинской в 2,5 млн человек). С использованием метода изохрон (1,5-часовая транспортная доступность) была определена структура Шымкентской агломерации. В область её влияния входят: центр (ядро) - город Шымкент, Арысская городская администрация (в том числе г. Арысь), Байдибекский, Тюлькубасский, Казыгуртский (в том числе село Казыгурт), Толебийский (в том числе г. Ленгер), Ордабасынский и Сайрамский районы (в том числе сёла Манкент и Сайрам). Климат Среднегодовая температура воздуха - 13,0 °C Относительная влажность воздуха - 57 % Средняя скорость ветра - 2,2 м/с Ландшафт Шымкент расположен в своеобразной природной ландшафтной зоне Горный ландшафт В восточной части горизонта обзору открывается довольно протяжённый горный ландшафт, входящий в горную систему Западного Тянь-Шаня. В южной части горной цепи находится гора Казыгурт (высота пика 1768 метров, длина 20 км), находящаяся в 40 км к востоку от Шымкента. По направлению к северу от горы Казыгурт открывается вид на горный хребет Каржантау (наивысшая точка 2823 м, длина цепи 90 км). За этой горой располагается Угамский хребет (наивысшая точка 4299 м, длина 115 км), который простирается далее на север, выходя из под перекрытия хребта Каржантау. Большую часть года вершины покрыты снегами. Угамский хребет и хребет Каржантау расположены на территории двух стран - Казахстана и Узбекистана. Растительность С давних времён Шымкент имеет славу «города-сада», зелёного города. Растительность города характеризуется чрезвычайным разнообразием. Здесь произрастают помимо вышеупомянутых дубов, карагачей и тополей, канадский клён, каштан, акации, айлант, туи, сосны, ели и многие другие. Среди садовых культур распространены вишня, черешня, абрикос, урюк, слива, алча, грецкий орех, айва, различные сорта винограда и др. Кустарники представлены главным образом живой изгородью и в некоторых районах - ежевикой. Среди полевых цветов выделяются одуванчики и красные маки. Искусственно вдоль центральных улиц выращивают петунии, календулу, кусты роз, тюльпаны, нарциссы. В северной окраине города в 1980 году на месте бывшей свалки был разбит Дендропарк. На территории парка в 150 гектар произрастает около полумиллиона деревьев и кустарников, 1360 различных видов. Среди них представлено огромное количество редких и экзотических пород. Вырубка и топпинг деревьев В последние десятилетия в местных СМИ неоднократно поднималась проблема вырубки вековых деревьев и их так называемого «топпинга». Последний заключается в радикальной обрезке кроны широколиственных деревьев что приводит к тому, что растение формируется как мощный ствол со сравнительно небольшой кроной на верхушке. Гидрография Шымкент характеризуется высоким стоянием подземных вод, что обуславливает наличие нескольких родниковых источников прямо в центре города (исток реки Кошкар-ата, родник в парке «Кен баба»). Река Кошкар-ата Берёт начало в центре Шымкента из подземных водных источников, которые открываются многочисленными родниками в районе железнодорожного вокзала. Вдоль истока и самого русла реки организована зона отдыха, разбиты скверы, благоустроена набережная. Имеются специально отведённые места для купания. Кошкар-ата несёт в себе особое культурное и историческое значение. Будучи расположенной на Великом шёлковом пути, в древности она имела большое значение для шествующих караванов. Тот факт, что Кошкар-ата является источником чистой родниковой воды, ещё в средние века предопределил развитие города в непосредственной близости. Река является местом паломничества из-за расположенного на её побережье мавзолея Кошкар-аты. В 2010 году она получила статус особо охраняемой территории местного значения. Беря начало в районе ЖД вокзала, Кошкар-ата протекает с востока на запад; пересекает площадь «Ордабасы», за которой делится на два русла. Одно из них, огибая с восточной окраины площадь им. Аль-Фараби, утекает в северном направлении, другое следует далее на восток в промышленный сектор Абайского района. Кошкар-ата ковыляет по «Старому городу», пересекает улицу Жангильдина, проспект Республики. Река Бадам Мост через Бадам в Шымкенте Река Бадам берёт своё начало у северо-западного склона горы Каржантау. Река Бадам протекает по южной окраине Шымкента, главным образом, в его промышленной части. С 2013 по 2014 в пределах города была проделана работа по благоустройству набережной реки. Планируется создать инфраструктуру для спортивного комплекса по гребле. Экономика Шымкент - один из ведущих промышленных и экономических центров Казахстана. В городе насчитывается 69 промышленных предприятий цветной металлургии, машиностроения, химической, нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности. Инженерная инфраструктура Шымкент - один из самых быстрорастущих городов СНГ. За период независимости Казахстана численность населения Шымкента выросла на 68,5 % (405 500 в 1992 и 683 273 в 2013). Территория города увеличилась за годы независимости Казахстана более чем в 2 раза (150 км² к нач. 1990-х и 400 км² к 2011). В этих условиях существует проблема соразмерного разрастания инженерных сетей. Транспорт В Шымкенте действует международный аэропорт, железнодорожный вокзал. До начала 2000-х годов функционировал троллейбусный парк. Всего в Шымкенте насчитывается 1964 улицы (с учётом присоединённых территорий). Шымкент - один из самых загруженных автотранспортом городов Казахстана. Учитывая транзитный транспорт, количество автомобилей, курсирующих по дорогам Шымкента, значительно выше. Искусство и культура Осуществляемая в городе культурная политика исходит, прежде всего, из сложившегося жизненного уклада населения, синтеза самобытных национальных культур полиэтнического общества Южного Казахстана. В Шымкенте действует 19 культурных национальных центров: казахский, славянский, узбекский, татаро-башкирский, немецкий, еврейский, корейский, курдский, польский, азербайджанский и др. При их участии и поддержке проводятся народные праздники, решаются вопросы совершенствования образовательно-воспитательной деятельности, национальной политики и досуга населения Шымкента. Для их работы предоставлен Дом дружбы народов имени С. Сейфуллина. В 2002 году в Шымкенте была возрождена «Аллея ветеранов». В городе действуют 8 парков и скверов, три из них были основаны ещё в середине XIX и начале XX века. Успешно работает областная филармония имени Ш. Калдаякова, старое здание которой было реконструировано в 2010 году. Никогда не пустуют залы трёх дворцов культуры. Современные фильмы можно посмотреть в двух кинотеатрах - «Арсенал» и KinoPark 5 (в здании ТРК «MegaCenter-Шымкент»). Уникальные экспонаты эпохи Государства Кангюй выставлены в областном краеведческом музее, основанном в 1920 году. Также функционирует открытый в 2001 году Южно-Казахстанский областной музей жертв политических репрессий. В Шымкенте также работает художественная галерея, где местные художники имеют возможность проводить выставки своих картин. В городе действуют 28 библиотек. Большой популярностью, как у детей, так и у взрослых пользуются такие объекты культуры и отдыха, как парк им. Абая, аквапарк, технопарк, этнографический парк «Кен-баба». Ну и, конечно же, детская железная дорога, протяжённостью около 6 км, соединяющая северную часть города с дендропарком, зоопарком, ипподромом. Детская железная дорога в Шымкенте была одной из самых длинных и масштабных в СССР. Также это единственный в истории города вид внеуличного пассажирского транспорта, независимый от дорожной обстановки. По состоянию на 1 сентября 2011 года детская железная дорога в Шымкенте не функционирует, но предполагается её восстановление. В 2007 году был открыт торгово-развлекательный комплекс MEGA Shymkent. В Шымкенте функционируют Южно-Казахстанский областной русский драматический театр, Южно-Казахстанский областной казахский драматический театр имени Ж. Шанина, Театр оперы и балета Южно-Казахстанской области (в здании бывшего ДК «Машиностроитель»), Театр сатиры и юмора Южно-Казахстанской области (с недавних пор в здании бывшего кинотеатра «Шымкент») и Театр кукол Южно-Казахстанской области (в кирпичном здании бывшего кафедрального Никольского собора). 20 декабря 2009 года ко Дню Независимости в Шымкенте открыт новый городской ансамбль - аллея Жибек Жолы и сквер имени Турара Рыскулова. Он расположен в районе пересечения улицы им. Турара Рыскулова и проспекта Жибек-Жолы (ранее Манкентское шоссе). Проект ансамбля разработан управлением архитектуры и градостроительства ЮКО. Авторы памятника Турару Рыскулову, установленного в сквере, - известные шымкентские скульпторы Даурен Альбеков и Насыр Рустемов. К 20-летию Независимости Республики Казахстан в 2011 году на территории, ранее входившей в парк им. Абая, сдано в эксплуатацию здание четвёртого (после Алма-Аты, Астаны и Караганды) в республике цирка на 1200 посадочных мест. Новое здание, хозяевами которого стали артисты местной цирковой труппы ТОО «Онтустик-цирк», радостно встретило своих первых зрителей. Одними из первых с этим событием шымкентцев поздравили артисты Московского цирка имени Ю. Никулина, гастролировавшие здесь с 25 декабря 2011 года по 8 января 2012 года. Туризм и отдых Шымкент ещё с давних времен привлекал внимание путешественников и учёных. Так как город является областным центром Южно-Казахстанской области, то, как правило, с него и начинаются все туристические маршруты в различные уголки региона. Оказанием туристских услуг в городе занимаются 20 специализированных фирм и учреждений. Направления маршрутов предусматривают такие виды туризма, как посещение исторических мест, путешествия в экзотические районы, охота и рыбалка, горный туризм. В Южном Казахстане имеются святые места и архитектурные сооружения, к которым осуществляется паломничество (зиярат). Факты Президент Республики Казахстан Назарбаев отметил Шымкент как третий в стране по значимости город: «Шымкент - город с красивой архитектурой. Он пронизан духом нашей истории. Я и раньше говорил, что Шымкент по праву достоин называться третьим после Астаны и Алматы городом. Уверен, что город с миллионным населением станет лучше и краше сегодняшнего». Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) признала Шымкент «Лучшим городом среди стран СНГ» (2011). По мнению акима (мэра) города, данные объёма энерго- и водопотребления предполагают косвенную оценку численности населения Шымкента цифрой, приближающейся к 1 миллиону. 17 января 2014 года на ежегодном послании народу Казахстана было оглашено, что Шымкент получит статус агломерации, что увеличит его финансирование. В честь всемирно известной уроженки Шымкента, гимнастки Ким Нелли, была названа популярная канадская певица португальского происхождения Нелли Фуртадо (полное имя - Нелли Ким Фуртадо). На родителей певицы оказало огромное впечатление выступление советской гимнастки на Олимпийских играх в Монреале в 1976 году. Города-побратимы Могилёв (Белоруссия) Стивенэйдж (Великобритания) Ахарнон (Греция) Измир (Турция) Стамбул (Турция) Адана (Турция) Эскишехир (Турция) Паттайя (Таиланд) Гроссето (Италия) Байинь (Китай) Худжанд (Таджикистан)