Шикарные здания. Самые знаменитые здания мира. Гостевой дом Ханг Нга, Далат, Вьетнам

10 мифов о знаменитых архитектурных сооружениях

В народе бытует множество мифов , которые не имеют абсолютно никого отношения к реальности. Развенчаем десять из них.

1. Архитектор(ы) храма Василия Блаженного были ослеплены после завершения строительства.
Храм, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, очаровывает своими удивительными башнями посетителей Красной площади. Очарован ими был и заказчик сей красоты Иван Васильевич Грозный. Легенда гласит, что ради уникальности этой архитектуры Иван Грозный приказал ослепить создателя удивительного храма.

Но выходит неувязочка. Через четыре года после смерти Ивана Грозного мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма привлекли к строительству Казанского кремля. С архитекторами, на самом деле, тоже ничего не понятно. По устаревшей версии Барма и Постник два разных человека. Так же есть теория, что к созданию храма привлекали западноевропейского "варяга". Но если верна теория с Постником, то Иван Васильевич оказался весьма милосердным.

2. Официальная резиденция британской королевы находится в Букингемском дворце.
На самом же деле, сама Елизавета II не устает подчеркивать, что ее официальная резиденция это дворец Сент-Джеймс. И является таковым этот дворец уже четыре столетия.
Миф о Букингемском дворце возник благодаря королеве Виктории, которая предпочитала жить в нем. И несмотря на постоянное проживание королевской семьи по этому адресу, официальным местом жительства британских монархов Букингемский дворец так и не стал.

3. Пенни, сброшенный с Эмпайр Стейт Билдинг, способен убить человека.
Слухи гласят, что пенни сброшенный с верхнего этажа Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) и попавший в голову жертвы, приведет к смерти этой самой жертвы.

Сдается, что создатели этого мифа были мало знакомы с такой наукой, как физика. Так как монета не шарообразной формы или формы заостренного цилиндра, то становится очевидным, что из-за плоской стороны монеты увеличится сила сопротивления, а вес не позволит набрать достаточную скорость для того, чтобы сломать человеческую кость.

4. Биг Бен.
Ну кто не знает что такое лондонский Биг Бен? Конечно знаменитые часики, расположенные на башне...

Так вот Биг Бен - это колокол, который находится внутри этой башни. Сама же башня именуется «башня Елизаветы» (Elizabeth Tower).

5. Белый дом перекрасили после британского поджога.
Легенда гласит, что когда Белый Дом был построен, он был серого цвета. В 1814 году, в то время как война 1812 года была в самом разгаре, британские войска подожгли Белый дом. После ремонта здание выкрасили белым цветом.

Британцы действительно сожгли часть Белого дома в 1814 году. Только вот белым фасадом дом обзавелся шестнадцатью годами ранее. Белый дом получил свой легендарный белый вид ещё в 1798 году, когда его побелили, чтобы защитить от зимней погоды. Ещё более веским доказательством является то, что в 1811 году он уже был известен как Белый дом в Великобритании.

6. В Вашингтоне нельзя строить здания выше Капитолия.
Существует легенда о том, что в столице США нельзя строить здание, высота которых превышала бы высоту купола Капитолия.

А вот и нет! Причина отсутствия высоток кроется в Акте о Высоте Зданий, подписанном в 1910 году Томасом Джефферсоном, который гласит, что высота зданий ограничивается шириной улицы плюс 6 метров.

7. Галилео Галилей сбрасывал пушечные ядра с Пизанской башни.
Самым знаменитым из его экспериментов был, конечно же, тот, где он бросил два пушечных ядра с Пизанской башни, чтобы продемонстрировать, что два похожих по форме падающих тела с разной массой будут падать с одинаковой скоростью.

Однако, весьма сомнительно, что это произошло на самом деле. Историки считают, что этот эксперимент был выдуман для того, чтобы Галилео казался своего рода богом науки или что он провёл этот эксперимент «мысленно», как гипотетический и никак не связанный с реальным действием.

8. Стоунхендж был построен друидами.
Автором этой теории стал археолог Джон Обри (John Aubrey) в далеком 1640 году. Чем он руководствовался - остается загадкой.

С развитием технического прогресса история создания этого сооружения стала еще менее понятной. Углеродный анализ показал, что Стоунхедж создавался на протяжении нескольких сотен лет. Первые постройки датируются 2400-2200 гг. до н.э., последние - 1600 г. до н.э.. Друиды в этих местах поселились гораздо позже.

9. Плотина Гувера (Hoover Dam) переполнена человеческими телами.
На строительстве этой огромной плотины, которое длилось с 1931 по 1936 годы, сложили свои жизни 96 человек. Легенда гласит, что их тела покоятся в этой самой плотине.

Этот миф маловероятен хотя бы потому, что плотина построена из бетонных блоков, которые устанавливались друг на друга постепенно, наращивая высоту сооружения.

Примечателен тот факт, что первый погибший Дж. Тирни утонул в декабре 1922 года при выборе места для строительства. Последней жертвой сооружения стал его сын Патрик Тирни, сорвавший с одной из водонапорных башен в день смерти отца ровно через 13 лет.

10. Великая Китайская стена - единственное архитектурное сооружение, которое можно увидеть из космоса.
Китайский космонавт Ян Ливэй (Yang Liwei) в 2003 году не смог разглядеть достопримечательность родной страны из космоса, хотя точно знал ее местоположение.

Бывший астронавт НАСА Джеффри Хоффман (Jeffrey Hoffman) также не смог различить Великую Китайскую стену из космоса, но разглядел взлетно-посадочные полосы, пустынные дороги и арыки, просто потому, что они контрастируют со своим окружением.

Год назад не стало великой Захи Хадид, по такому печальному случаю мы перечисляем лучшие сооружения современности и надеемся, что в нашей стране когда-нибудь появится что-то подобное.

Академия Эвелины Грейс, Брикстон, 2010

В 2010 г. архитектурная студия Захи Хадид, британского архитектора арабского происхождения, открыла в одном из районов Лондона школу. Брикстон далеко не самый благополучный район, в нем постоянно возникают серьезные беспорядки, однако на строительство было потрачено около 60 млн долларов и сегодня эту школу посещают 720 учеников. Основной сложностью было вписать дизайн совсем немаленького комплекса в уже существующий тесно застроенный район. Главным в школьном проекте было создание особой территории или пространства, в котором школьники могли бы заниматься спортом. Само здание представляет собой, соединенные особыми арками и переходами 4 школьных учреждения. Здание построено зигзагообразно в гармонии с беговыми дорожками и спортивными площадками. Классные комнаты организованы вдоль широких коридоров с залами двойной высоты.

Уникальное по своей архитектуре здание средней школы Академия Эвелины Грейс признано лучшим, а его архитектор Заха Хадид получила главный приз Премии Стирлинга - самую высокую награду в области архитектуры и дизайна в Великобритании с 1996 г.

Заха Хадид родилась в Иране, но уже 30 лет живет в Британии. В 2010 г. она получила мировую известность за премию, когда по ее проекту возвели Национальный музей искусств MAXXI в Риме. На счету архитектора такие сооружения, как: Центральное здание завода BMW в Лейпциге, спорткомплекс для водных видов спорта в Лондоне, Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати в Огайо, Оперный театр в Гуанчжоу, Вокзал Hoenheim-North и автостоянка в Страсбургеи многое другое. Примечательно то, что своей задачей в архитектуре Заха считает создание архитектурных сооружений, способных положительно влиять на жизнь людей, их поведение, обучение, благополучие.

Музей Гуггенхайма, Бильбао, 1997


Здание этого необычного музея современного искусства было спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери. Он открылся для посетителей в 1997 г. и сразу же был признан одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма.

Место для музея было выбрано очень удачно. С одной стороны, к нему подходит одна из главных улиц города, а с другой примыкает мост через реку Нервион. Таким образом, музей находится в самом центре города и на пересечении важнейших его улиц. Местные жители сравнивают здание с футуристическим межпланетным кораблем, а также с птицей, самолетом, суперменом, артишоком и распускающейся розой. Кстати, издалека сооружение и правда напоминает распустившийся цветок, из середины которого расходятся изогнутые лепестки различных форм, в которых и расположены анфилады выставочных залов.

Сент-Мэри-Экс, Лондон, 2003


Этот необычный офис был спроектирован знаменитым архитектором Норманом Фостером. Он расположился под номером 30 на улице Сент-Мэри-Экс, за что и получил название Небоскреб Мэри-Экс. В простонародье же его обозвали корнишоном - огурцом, за необычную форму. Это здание было отмечено несколькими престижными премиями в области архитектуры, а в 2004 г. стало самым лучшим небоскребом мира.

Огурец насчитывает 40 этажей. Выполнен в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Его создатель, Норман Фостер, задался целью сотворения самого экологического небоскреба, поэтому максимально использовал солнечное освещение и естественную вентиляцию. В результате Огурец потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие аналогичные постройки. Нижние этажи здания открыты для всех, а на верхних расположено множество ресторанов с необыкновенной панорамой финансового Лондона.

Бурдж-Халифа, Дубай, 2010

С 2008 г. это здание в виде сталактита является самым высоким небоскребом в мире. Во время его строительства проектная высота держалась в строжайшей тайне. И если бы где-то начали строить настолько же высокое здание, в строительство Бурдж-Халива тут же были бы внесены корректировки. Точная высота сооружения составляет 828 м, в нем 163 этажа, а на строительство было потрачено около 1,5 млрд долларов.

С самого начала комплекс проектировался как город в городе — с собственными газонами, бульварами и парками. Внутри него размещены отель, квартиры, офисы и торговые центры. Воздух внутри здания не только охлаждается, но и ароматизируется благодаря специальным мембранам. Этот аромат был создан специально для Бурдж-Халифа. Ароматный и свежий воздух подается через специальные решетки в полу. Его стекла не пропускают пыль и отталкивают солнечные лучи, позволяя поддерживать оптимальную температуру в здании. Площадь поверхности здания примерно равна площади 17 футбольных полей. Стекла Бурдж-Халифа ежедневно моют, но на мойку всей поверхности требуется около трех месяцев.

Стадион Птичье гнездо, Пекин, 2008


Проект стадиона к предстоящей Олимпиаде 2008 предложили швейцарские архитекторы и призеры престижной Притцкеровской премии Жак Херцог и Пьер Де Мерон. А после своего открытия он стал эталоном стадионов нового поколения и самым амбициозным проектом за всю историю Олимпийских игр.

Стадион выполнен в форме вороньего гнезда, которое в китайской культуре символизирует все самое хорошее и доброе. Вот и его концептуальный посыл заключался в том, что он станет символом новой жизни, уюта, добра, колыбелью новых достижений и рекордов. Стадион свит из двадцати стальных полутораметровых в сечении рам, соединенных множеством более узких перемычек, а крыша сделана раздвижной. Общая площадь гнезда составляет 258 000 кв. м и насчитывает 91 000 мест. Примечательно то, что при его строительстве не было задействовано ни одного вертикального столба.

Танцующий дом в Праге, 1996


Не совсем обычное офисное здание в чешской столице выполнено в стиле деконструктивизма. Этот дом имеет множество названий: пьяный дом, стакан, вальсирующий дом, а таже Джинджер и Фред, в честь пары Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Одна из двух цилиндрических частей, которая расширяется кверху, символизирует мужчину (Фред), а другая визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер)

История возникновения Танцующего дома интересна. Здание, которое располагалось на его месте было разрушено при бомбежке в 1945 г., после чего почти полвека место пустовало. И вот в дело решил вмешаться чешский президент Вацлав Гавел, которому пренадлежал соседний с пустырем дом, построенный его дедом. Новое здание было спроектировано чешским архитектором с хорватскими корнями Владо Милуничем, однако страховая компания, выкупившая земельный участок, потребовала, чтобы в проекте принимал участие какой-нибудь известный западный архитектор. Выбор пал на канадско-американского архитектора-деконструктивиста, лауреата премии Притцкера, Фрэнка Гери.
Первоначально чешские консерваторы отнеслись к появлению столь необычного для Праги архитектурного строения критически, но со временем признали его одним из выдающихся произведений архитектуры 20-го столетия.

Оперный театр, Сидней, 1973


Когда-то на этом месте был старый военный форт, затем трамвайное депо, а с 1973 г. находится одно из самых известных и узнаваемых зданий в мире, которое 20 октября 1973 г. открыла сама королева Англии Елизавета II. За его необычную форму сиднейский театр сравнивали с китом, выброшенным на берег, застывшей музыкой, о которой писал Гете, с девятью большими ушами и сказочным галеоном, отбывающим в страну эльфов, и даже с девятью монашками, которые играют в футбол.

В начале 50-х в Австралии состоялся международный конкурс на строительство нового здания оперы. Никому еще неизвестный архитектор из Дании Йорн Утцон представил свой новый проект, основанный на традициях храмов ацтеков, внешне похожий на огромный парусник, с трех сторон окруженный водой. Его проект был признан самым смелым и стал победителем, однако сразу стало ясно, что работы предстоит много. Планировалось, что на его строительство уйдет 4 года, но их потребовалось целых 14. Связано это было в основном с возведением крыши, которая по тем временам не имела аналогов. Целый год ушел только на компьютерную проектировку и расчеты. В итоге крыша была вздвигнута и покрыта более чем миллионом плиток белого и бежевого отенков. Издали кажется, что крыша идеально белая, но при различном освещении ее цвет существенно меняется.

Мост Тысячелетия, Гейтсхед, 2001


Этот мост пересекает реку Тайн и является первым в мире наклоняемым мостом. Перед его авторами - архитекторами Уилкинсоном и Эйром была поставлена задача создать пешеходный и велосипедный мост, который не мешал бы крупным судам проходить по реке.

Строительство этого моста стало самым масштабным инженерным проектом с бюджетом 40 млн долларов, который воплощали в жизнь на протяжении двух лет. Его стальную конструкцию переправляли на 10 километров вверх по реке с помощью Азиатского Геркулеса - крупнейшего в Европе плавучего подъёмного крана. Открытие Моста Тысячелетия состоялось в 2001 г. Он представляет собой две арки, одна из них вздымается над поверхностью воды, по другой в это время движутся пешеходы и велосипедисты, а под ней могут проходить суда небольшой высоты. Когда к мосту приближается большой корабль,обе арки как единое целое поворачиваются на 40° вокруг оси, соединяющей их концы: пешеходно-велосипедная палуба моста поднимается, верхняя же арка, наоборот, опускается. Поворот длится не более 4,5 минут, в зависимости от скорости ветра. Таким образом мост поднимается около 200 раз в году и всякий раз это зрелище привлекает к себе внимание сотен зрителей.

Здание Ллойда, Лондон, 1980

В 1978 г. стремительно развивающаяся страховая компания Ллойд объявила конкурс на новое большое здание, которое учитывало бы ее дальнейший рост и расширение. Конкурс выиграл британский архитектор Ричард Роджерс, после чего создал современное статичное и гибкое сооружение.

Задумка автора заключалась в том, чтобы построить цилиндрическое стальное здание, наполненное водой, чтобы сделать его пожаробезопасным. Однако этот план было сложно воплотить и от него пришлось отказаться в пользу бетонной конструкции с открытым пространством, которое остается пустым благодаря тому, что все службы размещены в шести башнях с блестящим стальным покрытием и стеклянными лифтами. Кстати, подобные лифты стали первыми такого рода в Великобритании.

В далеких 80-х здание произвело настоящий фурор, что, собственно, и входило в планы разработчиков. А главным шокирующим современников элементом была вывернутая конструкция здания, все функциональные элементы которого вынесены наружу: водо-, газо-, теплопровод, проводка, лифты и лестницы опутывают его со всех строн. И даже туалеты находятся снаружи. Такой радикальный перенос всех служебных устройств на наружные стены был обусловлен потребностью в расширении внутреннего пространства. Предполагалось, что корпус здания сможет удовлетворять потребности компании в течение более полувека.

Арка Дефанс, Париж, 1989


Большая Арка Дефанс является символом делового района Дефанс, расположенного на западе Парижа. Под ней находится станция метро, боковые колонны заняты правительственными и коммерческими офисами, а верхние этажи отведены под выставочные пространства, на которых регулярно проводятся выставки и открыт Музей информатики.

Строительство арки было начато по инициативе президента Франсуа Миттерана, целью которого было продолжить историческую ось Парижа, которая вела от Лувра через обелиск на площади Согласия и Триумфальную арку. В конкурсе проектов победил самый странный, автором которого был датский архитектор Йохан Отто фон Спрекельсен. Эта арка задумывалась как современный ответ знаменитой Триумфальной арке, с одним лишь отличием - её посвятили не военным победам, а гуманистическим идеалам. К сожалению, творцу этой колоссальной конструкции не удалось завершить своё детище. Арка была достроена уже после его смерти. Интересен тот факт, что многие парижане до сих пор думают, что футуристическую арку возвели совсем недавно, хотя на самом деле она украшает французскую столицу уже более двадцати лет.

Так же как есть места, в которых надо обязательно побывать хотя бы раз в жизни, есть и здания, которые просто необходимо увидеть лично. Предлагаем вам, уважаемые читатели, десятку таких архитектурных шедевров.

Башни Петронас

Целых 10 лет, с 1998 по 2008 год, Башни Петронас в Малайзии были самыми высокими в мире. Это настоящая визитная карточка Куала-Лумпура. Такими современными и дерзкими их задумал аргентинский архитектор César Pelli.

Проект начался в 1992 году с необходимых измерений и проверок, чтобы обеспечить максимум безопасности. На строительство ушло более 7 лет. В башнях 88 этажей, фасад зданий выполнен из стали и стекла.

Белый Дом

Каждый президент Соединённых Штатов Америки, который занимал этот пост с 1800 года, проживал в Белом Доме, полный адрес которого: Вашингтон, Пенсильвания Авеню 1600. Чтобы построить это здание в неоклассическом стиле ушло 8 лет. Первым здесь поселился президент Томас Джефферсон.

Во время Гражданской Войны здание было почти полностью уничтожено британскими войсками. Позже здание восстановили, а президент Рузвельт даже расширил его в 1901 году. Сейчас Белым Дом представляет собой целый комплекс, состоящий из Резиденции, Западного крыла, Восточного Крыла и других частей.

Этот храм, официальное название которого Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, находится в самом сердце Москвы – на Красной площади. Церковь воздвигали с 1555 по 1561 год в честь завоевание Казани и Астрахани.

Почти 20 лет это было самое высокое здание в городе. Благодаря своей непростой истории и дизайну в стиле горящего костра храм находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО уже более 20 лет.

Эмпайр-стейт-билдинг

Эмпайр-стейт-билдинг уже давно претендует на статус символа Манхеттена и Нью-Йорка в целом. Даже название – это одно из прозвищ города. Целых 40 лет этот небоскреб считался самым высоким в мире.

Сейчас оно лишь третье по высоте в США и 22 в мире. Благодаря уникальному утонченному дизайну, здание включили в список семи чудес современного мира. Владеют им более 2800 инвесторов.

Бурдж-Халифа

Раз речь зашла о небоскрёбах и мировых рекордах, невозможно не упомянуть башню БурджХалифа в Дубае. Именно это здание сейчас занимает первую строчку в рейтинге самых высоких.

Строительство началось в 2004 году, а к 2009 фасад здания был полностью готов. Официальная церемония открытия состоялась в 2010 году и транслировалась по всему миру. Над дизайном и архитектурным планов работали огромная международная команда профессионалов. Своему имени небоскрёб обязан президенту ОАЭ, который мудро вывел страну из экономического кризиса 2007-2012 годов.

Перенесемся на Европейский континент, а точней в Италию, в которой находится одно из самых известных и чарующих построек – Колизей.

Строительство Колизея началось под руководством римского императора Веспасиана в 72 году. Название берет начало от его фамилии. Этот амфитеатр мог разместить до 50 тысяч зрителей гладиаторских боев, казней или спектаклей на мотивы классической мифологии.

Тадж-Махал

Еще один прекрасный пример архитектурного шедевра с богатой историей – Тадж-Махал . Расположенный в Индии, он был задуман как мавзолей для одной из жен императора Шах-Джахана.

Стиль сочетает в себе мотивы исламской, персидской, оттоманской и индийской культур. Самой распространённой ошибкой является то, что многие считают Тадж-Махалом лишь это белое здание, тогда как это целый архитектурный комплекс, на строительство которого ушло более 20 лет.

Не только старые здания заслуживают внимания. Сиднейский оперный театр является прекрасным примером современного шедевра.

В нем проходит более 1500 мероприятий ежегодно, что делает его самым популярной австралийской достопримечательностью. Благодаря неповторимому дизайну, ЮНЕСКО включило здание в своей список в 2007 году.

Букингемский Дворец

Не включить Букингемский Дворец в список просто невозможно! Это действительно настоящий символ всей Британии.

За время своей трехсотлетней истории, дворец подвергался множествам изменений, имел разные названия и был домом для огромного количества монархов.

Флэтайрон-билдинг

Еще одно нью-йоркское здание, которое нельзя обойти вниманием, – это Флэтайрон-билдинг. В 1902 году, когда завершилось его строительство, это было самое высокое здание в городе.

Построен в конце XV века итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В течение трех веков был главным храмом Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. На стенах остались фрагменты первоначальных фресок, выполненных иконописцем Дионисием. В 1547 году здесь впервые был венчан на царство Иван Грозный. Позже в этом храме короновались все российские императоры, начиная с Петра II. В 1918 году собор был закрыт, в 1955-м открылся как музей, а в 1990 году в нем возобновились богослужения по торжественным дням.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском


Первый шатровый храм в России, построенный в 1528-1532 годах. Архитектором церкви предположительно был итальянец Петр Франциск Ганнибал, однако в русских летописях значится Петр Фрязин или Петроко Малый. По легенде, строительство храма связано с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.

Интерьер храма не сохранился. В XVI веке в церкви был проведен ремонт, после которого пол из белых и серых керамических плит был поврежден и положен обратной стороной. Тогда же у храма появились дошедшие до наших дней царские врата. Последняя реставрация проводилась в 2002-2005 годах, в результате чего были полностью уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями.

Ярославский вокзал


В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. В 1900 году Министерство путей сообщения поручило коренную перестройку пассажирского зала архитектору Льву Кекушеву, а затем для корректировки его проекта был приглашен Федор Шехтель. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком. В глубокой нише фронтона под этим козырьком располагались рельефные символы трех великих городов, которые связала Ярославская (Северная) железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил.

Гостиница «Метрополь»


На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трехэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи ее называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-е годы Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но ее радикальная перестройка. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.

Доходный дом Тарховой


Доходный дом на углу Подсосенского и Казарменного переулков построен по проекту архитектора Г. И. Макаева в 1903-1904 годах. (Второе известное здание в Москве работы того же архитектора — северное крыло Политехнического музея.) Дом представляет собой выразительный образец стиля северный модерн и известен как «дом с маками». Маки — один из излюбленных мотивов модерна, символическое выражение того, что жизнь — это сон.

В советское время квартиры были превращены в коммуналки, которые были расселены в 1990-х годах. Несмотря на то что здание считается объектом культурного наследия регионального значения, его фасады находятся в аварийном состоянии.

Дом Перцовой


Дом Перцовой в Москве построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905-1907 годах по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. По задумке, московский доходный дом Перцовой, также известный как Дом-Сказка, должен был сам по себе представлять произведение искусства. Здание имеет необычную и сложную форму, фасад украшает богатый декор, асимметричные окна, балконы и башнеобразные выступы. Для оформления дома были использованы древнерусские мотивы и узоры.

Кремлевская стена


Самый лаконичный и узнаваемый из архитектурных символов Москвы — воспроизвести силуэт верхней части стены с зубцами типа «ласточкин хвост» в сочетании с бескомпромиссно-красным цветом обожженного кирпича по силам даже ребенку. Стена — одно из древнейших строений города. Миланские архитекторы, руководившие ее постройкой в конце XV века, взяли за основу зубцы замков итальянских гибеллинов — противников папской власти. Простые прямоугольные зубцы отличали стиль крепостей папистов-гвельфов, а потому для цитадели православной веры никак не годились.

Страховое общество «Россия»


Два корпуса этого изящного жилого дома на Сретенском бульваре были построены в 1899-1902 годах архитекторами Н. М. Проскуриным и А. И. фон Гогеном. Дом изначально строился под очень состоятельную публику. Была устроена система вентиляции, не просто подававшая в помещения свежий воздух, но и фильтровавшая и увлажнявшая его. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения в подвале была устроена собственная электростанция, отопление обеспечивали восемь котлов. Для водоснабжения при доме была пробурена и артезианская скважина глубиной 50 метров. Как и подобает, в шикарном доме были и электрические лифты, и прачечная для жильцов. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки, что особенно ценилось художниками.

Южный вход станции метро «Красные ворота»


Ранний или первый выход из станции метро «Красные ворота» открыт вместе со станцией 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры». Наземный вестибюль расположен по оси разобранных в 1928 году Красных ворот и выполнен в виде четырех вложенных друг в друга полусфер по проекту архитектора Н. А. Ладовского. Многие москвичи называют этот выход «ракушкой». В 1938 году проекту выхода и самой станции был присужден Гран-при Международной всемирной ярмарки в Париже. В 1952 году в вестибюле был установлен первый в истории метро турникет. В 1986 году «Лермонтовская» стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Здание Министерства иностранных дел РФ


Одна из семи «сталинских высоток». Здание построено в период с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Высота составляет 172 метра. Изначально здание возведено без шпиля, но по приказу Сталина в 1952 году за две недели был достроен финальный каскад в виде декоративного шпиля (визуальное несоответствие элементов фасада и шпиля хорошо заметно со Смоленской площади). Здание МИДа стало образцом для всех остальных московских высоток.

«Белый город» на Белорусской


Первая очередь бизнес-центра возведена в 2006-2009 годах. По замыслу, основополагающим элементом комплекса должен был стать белокаменный храм Николая Чудотворца, в котором при содействии инвесторов строительства были проведены масштабные реставрационные работы. Комплекс состоит из двух 15-этажных и одного 6-этажного здания. Еще две башни планируется достроить в 2013 году. В центре «Белой площади» располагается светомузыкальный фонтан. Планируется, что в скором времени здесь будут проходить «живые» концерты и выставки под открытым небом.

Северный речной вокзал


Здание речного вокзала был построено одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища (на берегу которого оно располагается) в 1937 году по совместному проекту архитекторов А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского, скульпторов И. С. Ефимова и художника Н. Я. Данько. Вокзал задуман как символ Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме большого корабля. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. От Северного речного вокзала можно отправиться в круиз по маршрутам до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону. От причала отходят прогулочные катера до бухты Радости и Троицкого.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом Святого Людовика Французского (1830 год, архитектор Жилярди). Храм был построен в 1901-1911 годах (отделка завершена позднее). Автор проекта Ф. О. Богданович-Дворжецкий. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», посвященный григорианскому хоралу и органной импровизации.

Дом культуры имени Зуева


Один из ярчайших образцов конструктивизма. Назван в честь участника восстания 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева. Построен в 1927-1929 годах на Лесной улице по проекту архитектора Ильи Голосова. Проект родился под влиянием кубизма и построен на сочетании асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционный центр здания — вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон.

Жилой комплекс Copper House


Возведен в 2003-2004 годах. Комплекс выполнен по проекту архитекторов С. Скуратова, В. Рыжкова, Н. Ишутиной, Ю. Ковалевой, А. Медведева, П. Карповского, П. Шалимова, Н. Демидова и В. Данилова. По замыслу авторов, композиция сооружения выражала специфику местности. Узкий протяженный участок застройки обыгран как метафора перехода: соединив Зачатьевский переулок с Пречистенской набережной, дом «наводит мосты» к берегам новой отечественной архитектуры. Архитектор Скуратов назвал дом «линией Маннергейма», которая разграничила интеллигентную архитектуру и продукты отечественной строительной практики. Жилой дом Copper House принят в коллекцию лучших зданий 2003-2004 годов в Музей архитектуры им. Щусева.

Доходный дом Исакова на Пречистенке


Дом, построенный в 1904-1906 годах по проекту архитектора Л. Кекушева, входит в число наиболее ярких образцов стиля модерн в Москве. При постройке дома Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка. В результате часть здания, которая выходит во двор, имеет шесть этажей, а со стороны улицы — пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря такой планировке каждая лестничная площадка могла использоваться для входа в квартиру.

Шуховская башня


Московская радиобашня на Шаболовке построена в 1920-1922 годах инженером В. Г. Шуховым. Высота башни — 148,3 метра, что в два раза ниже изначального проекта. Тем не менее, на тот момент башня была самой высокой в России. Шаболовская башня построена по принципу сетчатых гиперболоидных башен, что является непосредственным изобретением Шухова. Спустя семнадцать лет после открытия башни, 10 марта 1939 года, с нее впервые была транслирована телепередача — документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). Изображение Шуховской башни использовалось в качестве эмблемы советского телевидения, в частности, программы «Голубой огонек». В 1941 году в результате неисправности в башню врезался почтовый самолет, но благодаря прочной конструкции башня не пострадала. Башня никогда не реставрировалась и в данный момент нуждается в экспертизе.


История здания начинается в 1857 году. ЦУМ выполнен в готическом стиле с элементами модерна. В 1880-х здание было куплено шотландскими коммерсантами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом — основателями торговой компании «Мюр и Мерилиз». В 1908 году было построено новое здание по проекту архитектора Романа Клейна, автора проекта Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства. Последний раз здание реконструировано в 2007 году.

Дом Пашкова


Один из главных памятников классицизма в Москве. Построен в 1784-1786 годах. Носит имя заказчика — поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Архитектором предположительно является Василий Баженов. Отличительная черта особняка — два основных фасада: один, выходящий на проезжую часть, имеет более торжественный вид, второй — усадебный, более скромного вида, находится во дворе. Первоначальный цвет здания был оранжевым, но при императоре Павле цвет был изменен. При нем же с купола была снята статуя Минервы. В 1914 году архитектором Шевяковым был построен двусветный зал. В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» дом Пашкова был поврежден и оказался на грани разрушения. До 2007 года он находился на реконструкции. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

Издательство И. Д. Сытина «Русское слово»


Здание перестроено в 1904-1906 годах из особняка начала XIX в. для Ивана Сытина — русского издателя-просветителя, выпускавшего массовым тиражом дешевые издания русских и иностранных классиков. При перестройке архитектор А. Э. Эрихсон использовал достижения строительной техники того времени: железобетонные перекрытия, опирающиеся на металлические балки и несущие конструкции. Архитектор отказался от обязательных для «присутственных» мест коридоров — вместо них он спроектировал просторные холлы, объединяющие большие и светлые комнаты. Внешнее оформление дополняют изразцовый фриз между вторым и третьим этажами, лепные женские маски, узорные решетки балконов, выполненные по эскизам художника И. Билибина. В 1979 году при реконструкции улицы Горького дом был передвинут на 33,5 метра от угла Пушкинской площади до Настасьинского переулка и поставлен на новый фундамент.

Современная архитектура поражает наше воображение. Взглянув на некоторые здания и сооружения, которые-то и зданиями назвать сложно, просто диву даешься, как в них могут жить и работать люди? А ведь большинство из них как раз и являются жилыми домами или торгово-офисными центрами, а некоторые - это выставочные комплексы и концертные залы. Проектировали их дизайнеры и архитекторы с действительно бурной фантазией, а потом на них стоит взглянуть и узнать подробнее. Предлагаем вам десятку самых необычных архитектурных сооружений нашей планеты.

1. Арк Нова, Япония

Название этого сооружения переводится как «Новый Ковчег», оно представляет собой не что иное, как концертный зал. Однако это не просто зал, а первый в мире надувной и передвижной зал для выступлений. Он был спроектирован в виде огромной лилово-розовой капли, которая по свое конструкции представляет воздушную подушку. Авторы проекта - британский скульптор Аниш Капур и японский архитектор Арата Исозаки. Первое выступление в «Арк Нова» состоялось в октябре прошлого года, а построен он был на восточном побережье Японии - специально для поддержки духа людей, пострадавших от цунами. Даже зрительные места и скамьи здесь сделаны из обломков деревьев, поврежденных во время стихийного бедствия. Это должно стать символом того, что после любой беды нужно возрождаться и жить дальше. По утверждениям архитекторов, зал «Арк Нова» станет самым крупным надувным концертным залом в мире. Высота «Арк Нова» - 18 метров, ширина - 35 метров, он вмещает около 500 зрителей. Главным преимуществом необычного зала является простота транспортировки - достаточно сдуть воздух и перевезти зал на другое место.

2. Солнечный купол, Мичиган, США


Необычная конструкция, напоминающая пчелиные соты, в выставочном павильоне города Мичигана состоит из множества кругов. Они, в свою очередь, выполнены из особого материала - арчила - очень легкого и гнущегося, в составе которого есть стекловолокно и углерод. Так называемый «Солнечный купол» освещает весь павильон своим призрачным разноцветным светом, который поступает от элементов в основании конструкции. Эти элементы накапливают солнечную энергию в течение всего дня, а затем проектируют свет на купол. Инсталляция была создана арт-студией «Loop.pH» и, по словам креативного директора студии, она представляет собой принципиально новый способ строительства, основанный на технике текстильного плетения. Размер «Солнечного купола» составляет 8 на 4 метра, а вес - около 40 килограмм. Эта портативная структура на удивление гармонично смотрится в любой окружающей среде.

3. Зеркальный дом, Флинт, США


Хотели бы вы жить в зеркальном доме, да еще и парящем над землей? Вряд ли. Именно поэтому здесь никто не живет, а дом из зеркал в городе Флинт является своеобразным памятником домашнему уюту. Он был сооружен лондонскими архитекторами из фирмы «Two Islands», которые посвятили свое творение тысячам снесенных домов города Флинта, жителям, которые вынуждены были покинуть этот город. Именно во Флинте родилась когда-то легендарная автомобильная компания General Motors, впоследствии она стала переносить производство в другие регионы и страны, а город без нее стал медленно увядать. Английское название сооружения «Mark"s House» («Дом Марка») возникло из истории о воображаемом жителе Флинта, Марке Гамильтоне, чья семья лишилась своего дома в период упомянутого экономического кризиса. Блестящий дом, возвышающийся на пьедестале, весит почти две тонны. В его полу - 882 лайтбокса, на которых представлены сотни снимков лиц, в частности, портреты тех, кто поддержал инициативу создания «Зеркального дома» финансово - а таких, к сожалению, собралось по всему миру не более 90 человек.

4. Купол-лотос, Иерусалим, Израиль


В Иерусалиме есть немало загадочных мест. Одно из них - это пещера Седекии - самая большая и наиболее загадочная пещера в северной части стены Старого города. Она названа по имени последнего иудейского царя Седекии, а во время царя Соломона здесь добывали известняк. В самом центре пещеры расположен весьма необычный купольный светильник «Lotus Dome», сделанный из нескольких сотен алюминиевых цветков, которые раскрывают свои лепестки, обращаясь навстречу людям. Огромный цветок остается неподвижным до тех пор, пока в зале не появляются первые посетители. Как только в комнату заходят люди, лепестки начинают распускаться один за другим, озаряя светом, струящимся из центра купола, все окружающее пространство. Чем ближе посетители подходят к инсталляции, тем более заметными становятся движения металлических лепестков - и вот уже весь «организм» этого огромного серебряного шара становится подвижным. Автор проекта - голландский дизайнер Дан Розегарде, его инсталляция привлекает туристов в пещеру.

5. Умный экодом, Швеция


А вот в таком домике вы точно не отказались бы пожить, хотя площадь, которую он занимает - всего 750-0_bgblur_10 квадратных метров! Автором этого проекта выступила шведская архитектурная компания «Тенгбум Аршитектс». По словам разработчиков, этот домик станет отличной альтернативой студенческим общежитиям, к тому же весьма экологичной. Домик рассчитан на одного человека, разработчикам удалось разместить в нем кухню, санузел, место для учебы и сна, т. е. все необходимое для полноценного быта студента. Светлая цветовая гамма с яркими цветовыми пятнами способствует созданию комфортной для жизни атмосферы. Удачная планировка, наличие двух уровней, использование натуральной клееной древесины позволили сократить не только арендную плату, но и вредное влияние на окружающую среду.

6. Бамбуковый дом, Вьетнам


Вьетнам обладает очень коварными природными условиями. А потому совсем неудивительно, что именно здесь задумали и воплотили в жизнь создание самого крепкого в мире бамбукового дома, который способен выдержать наводнение с уровнем воды в 1,5 метра. Авторы проекта - вьетнамская архитектурная студия «Эйч энд Пи Аршитектс» - не намерены останавливаться на достигнутом и занимаются проверкой, может ли дом устоять при высоте воды в три метра. Здание является многофункциональным и может быть не только жилым помещением, но и общественным - школой, больницей и т.д. Стройматериалы, которые использовались для дома - это бамбук, ДВП, листья кокоса. Крышу можно открывать и закрывать, в зависимости от погодных условий. Внизу расположена спальня и гостиная, а наверху можно устроить кабинет. Здание - модульное, стоимость его - около 2500 долларов США, а покупатель сможет собрать его самостоятельно всего за 25 дней.

7. Дом со сползшим фасадом, Маргит, Великобритания


Прогуливаясь по британскому городу Маргит, вы можете несказанно удивиться, наткнувшись на трехэтажный дом со... съехавшим вниз фасадом. Первый этаж с входной дверью как бы лежит прямо на земле, а верхний этаж открыт. Не удивляйтесь, причиной этого «сползшего» со своего места фасада является вовсе не природный катаклизм и не недостатки строительства, а всего лишь бурная фантазия дизайнера Алекса Чиннэка. К слову, на создание инсталляции у него ушел почти год. Дом стоял заброшенным уже долгое время. Когда-то здание было приобретено муниципалитетом, и планировалось, что оно превратится в социальное жилье. Но время шло, а здание все больше приходило в негодность и разрушалось. Дизайнер снял фасад со старого трехэтажного здания и заменил его новой стеной. Новый фасад открывает разрушающийся верхний этаж дома, возле земли закручивается и удобно располагается на земле перед зданием.

8. Дом-банкнота, Каунас, Литва


Весьма необычное и очень реалистичное сооружение в виде свернутой купюры, выпущенной Литвой в годы независимости, на самом деле представляет собой крупный бизнес-центр под названием «Office Center 750-0_bgblur_1000». Вполне естественно, что в нем разместились два крупнейших литовских банка. Проект полностью разработан и реализован компанией «RA Studija» и молодым литовским архитектором Римасом Адомайтисом. В один день прославившийся специалист говорит, что это здание ни за что не должно символизировать власть денег над людьми и всеобщее перед ней преклонение, именно поэтому была взята не современная, а историческая купюра. Фасад оформлен плитками стекла различных форм и размеров, изготовленных в Голландии. В доме нет окон в обычном понимании слова, потому что весь фасад здания стеклянный. Снаружи стекло имеет специальное покрытие, которое защищает рисунок от неблагоприятных погодных условий. Он собирался вручную большим количество строителей, это была большая и кропотливая работа.

9. Атомиум, Брюссель, Бельгия


Не только самые современные скульптуры, здания и сооружения могу поразить наше воображение. Что вы скажете о скульптуре, сооруженной в далеком 1958 году? Это одна из главных достопримечательностей Брюсселя и настоящий символ города под названием Атомиум. Он был спроектирован к открытию Всемирной выставки 1958 года архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков. Величественная скульптура представляет собой огромную модель кристалла железа. Изначально сооружение было покрыто алюминием, а после капитального ремонта в 2750-0_bgblur_0750-0_bgblur_06 году - прочной и долговечной, сверкающей на солнце стальной оболочкой. Высота Атомиума составляет 1750-0_bgblur_02 метра, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 метров. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

750-0_bgblur_10. Здание музея искусств, Грац, Австрия


При первом взгляде на это необычное сооружение трудно поверить, что в нем находится музей искусства. Однако это так, а местные жители именуют Кунстхаус ласково и с юмором - «беременной коровой». Галерея современного искусства была открыта в рамках программы «Культурная столица Европы» в 2750-0_bgblur_0750-0_bgblur_03 году, звания которой удостоился Грац. Концепт здания разработан лондонскими архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье. Архитектурный стиль здания не поддается никакой классификации и резко контрастирует с окружающей застройкой. Но уникальным в здании является то, что оно может «общаться» с окружающим миром. Фасад музея выполнен как медиа-инсталляция площадью 900 квадратных метров, состоящая из светящихся элементов, которую можно программировать с помощью компьютера. Несмотря на свое сравнительно недолгое существование здание музея завоевало массу симпатий местных жителей и туристов и признано символом города и его современной жизни.