Маршруты по португалии самостоятельно. Маршрут по португалии, дающий полное представление о стране. Мы и наш транспорт

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

1 /15

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо:

Конечно, я не перестаю восхищаться Португалией: эта страна понравится и тем, кто обожает Европу и тем, кто любит Азию. Но при этом это абсолютно уникальное, ни на что непохожее, место. Здесь много истории, замков, дворцов, средневековых соборов, здесь свой уникальный архитектурный стиль (называется неомануэлино), поэтому для любителей истории здесь действительно рай . Хотя даже если вы и не фанат старинных сооружений (как я), то вы все равно будете в восторге. Например, парк и дворец Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira) произвел на меня сильнейшее впечатление (о нем я написал ), гораздо сильнее, чем замки французской долины Луары, и не своим величеством и помпезностью (т.к. они скорее очень скромные), а как раз необычным архитектурным стилем, душой, игрой со светом и какой-то утонченностью, бесконечным вниманием к деталям.


Честно говоря, посоветовать какой-то универсальный маршрут по Португалии очень тяжело: кто-то больше любит природные красоты и виды на океан, а кто-то как раз фанат старых замков. Поэтому прежде всего универсальный — значит сбалансированный, но если кому-то больше нравится что-то одно, то он сможет подкорректировать маршрут, т.к. ниже я опишу какое место чем привлекательно. А второй баланс в соотношение провинции и крупных городов. Мне сейчас больше всего импонирует аутентичная глубинка: не кишащие туристами замки и рестораны на центральной площади, ухоженные домики, спокойные люди, местный неподдельный колорит — вот, что действительно впечатляет и оставляет правдивое впечатление о стране. Но когда едешь в первый раз лучше все-таки начать с крупных городов, а углубляться уже в последующие разы. Поэтому в конце я напишу какие города посетить в первую очередь, а какие в последующие разы.

Итак, маршрут при первом приближении: Лагуш (6 ночей на пляжный отдых) — Лиссабон (7 ночей на осмотр окрестностей) — Баталья — Буссако (ночь) — Порту (6 ночей на осмотр окрестностей).

Как видно в Португалии нет больших расстояний, весь маршрут между основными точками занимает 6 часов 41 минут по платным скоростным дорогам. В среднем 2 часа с небольшим между местам ночевки. Его можно начать с юга (пляжный отдых) а закончить на севере (осмотр достопримечательностей, прогулки по большому городу), либо наоборот. Но я начал с юга на север, потому что на юге машина будет полезна каждый день, а, доехав до Порту, машину можно почти сразу сдать. Где и как бронировать машину и на что нужно обратить внимание во время путешествия на машине я описал в предыдущем . Рассчитан данный маршрут на три недели: неделя на юг, неделя на центральную часть, неделя на север. Этого вполне достаточно, чтобы и отдохнуть и составить полноценное впечатление о стране. Но если сроки у Вас меньше, а интересы больше в сторону историко-архитектурных достопримечательностей (или наоборот, в сторону природно-пляжных мест), то мое описание ниже поможет скорректировать маршрут.

Как уже написал, маршрут условно поделен на три части: север, центральная часть и юг Португалии. В общем смысле: север более интересен в плане истории, когда как на юге смотреть практически нечего, кроме океана. А центр — это что-то посередине, здесь можно найти и непревзойденные дворцы с парками и потрясающие мысы и пляжи.

1. Юг.

В плане познания страны юг скучноват, курорт — он и есть курорт. Поэтому единственное, чем он хорош — это пляжным отдыхом. Так что, если вам это неинтересно — смело выкидывайте эту часть маршрута: на океан, пляжи, мысы можно посмотреть и в центральной части. Да, водичка здесь теплее, но ненамного.

Все дворцы, музеи, монастыри, замки работают в основном с 10 утра до 17:30\18:00, но перед посещением лучше уточняйте время работы через Интернет.

Кстати говоря, если поедете из Синтры до Мыса Рока или наоборот, проедьте по N247. На мой взгляд, это очень красивая дорога вдоль речки и железнодорожных путей, особенно на закате.

Ещё один семейный ресторан с грилем есть недалеко от Синтры, добраться до него можно только на машине, т.к. работает он с 7 вечера, то лучше после Синтры сразу ехать туда, а потом вернуться в Лиссабон уже. Называется Moinho Iberico и находится по адресу: Avenida Moinhos Arneiro, 110/112 | Magoito, Синтра. Не пугайтесь малолюдности и почти пустой дороги до него, у ресторана всегда будет много машин и много народу внутри, его легко опознать по мельнице (Moinho с португальского - мельница), работает как и все с 19 до 23, кроме вторника. Забронировать столик можно по телефону +351 916 343 970 или по почте [email protected], там хоязин уже мужчина со своей сестрой, всегда общается с гостями, и такого типа заведений в России пока нет.

Если после всего этого захочется ещё больше музеев, то маршрут можно скорректировать:
1) Съездить одним днем в Томар (Tomar), с возвращением обратно в Лиссабон: посмотреть замок и монастырь Христа, который включает примеры самых разных архитектурных стилей, в том числе и мануэлино.
2) Потратить на промежуток между Лиссабоном-Порто не сутки, а двое (отобрав при этом эти сутки либо у Порто, либо у Лиссабона), посетив Баталью (монастырь Санта-Мария да Витория), Алкобасу (монастырь Санта Мария де Алкобаса), Лейрию (замок-крепость на холме) и Коимбру (университет Universidade de Coimbra и парк «Маленькая Португалия» , кстати действительно очень интересный). Дополнительно остановиться можно в одном из этих городов, например, в Лейрие. И хотя монастырь в Баталье оставляет одно из самых сильных архитектурных впечатлений наравне с дворцами Синтры, у меня было ощущение, что я уже все это видел, поэтому и исключил этот город из основного списка.
3) Тоже самое, что и 2 — только захватить ещё и Томар, за двое суток получится очень интенсивное путешествие. Переночевать можно в Лейрие.

Место для ночлега перед поездкой в Порто — Bussaco — гостиница-замок с потрясающем садом. И ещё, когда будете выбирать отели в других местах, помните что очень много различных замков-гостиниц, кинт, поместей (винодельческих), где можно остановиться. Все это гораздо больше погружает в мир Португалии, дает больше колорита, чем современные гостиницы.

3. Север

В первую очередь, это конечно город Порту (Porto), здесь очень много всего, просто концентрат Португалии: город, в котором на небольшом пространстве можно увидеть многое из того, что присуще этой замечательной стране: церкви, башни, дворцы, крепостные стены и средневековые соборы, ажурные мосты и тут же бедные заброшенные скошенные дома с заколоченными окнами. Как и вся Португалия, Порту вроде бы очень живописный при поверхностном взгляде, пугающий неопрятностью и бедностью при приближении, и в конечном счете удивительный и не оставляющий равнодушным город. В Порту в кайф отправиться на набережную Рибейру, проитись по Мосту Луиша, заглянуть в винные подвалы. Стоит сразу сказать, что и летом, в отличии от центральной части, погода здесь может быть совсем не солнечной. Здесь много хороших ресторанов местной кухни, достаточно открыть TripAdvisor, но я хочу посоветовать один достаточно интересный ресторан Palco при отеле Teatro (который кстати также достаточно интересный и удобно расположен). Адрес: Rua de Sa da Bandeira 84, Порту 4000 -427. Забронировать столик: +351 220 409 620 или почта [email protected]. Этот ресторан в отличии от всех других, что я советовал, совсем другой категории, отмечен мишленовскими звездами, внутри утонченная атмосфера. Здесь советую не отдельное блюдо заказывать, а брать «тур», т.е. вам принесут 4-5 блюд (небольшие порции, но в сумме будет очень сытно) и соответственно 5 вин к нему. Очень недорого, но при это получается некое такое гастронимческое путешествие по блюдам Португалии в изысканной форме.

Даже для тех, кто не очень любит архитектуру, рекомендую проехать по однодневному маршруту Гимарайнш (Guimaraes)-Бом Жесус (Bom Jesus)-Брага (Braga).

Есть еще недалеко от Браги и рядом с Fafe забавный домик «Флинстоунов» , его координаты: 41.488202°, −8.067809° (напоминает деревню Монсанту, которую я не включил в маршрут, т.к. она находится у восточной испанской границы, о нем я расскажу ещё в самом конце и если у вас получится вставить это местечко в маршрут — обязательно сделайте это, т.к. это одно из самых интересных мест португальской глубинки) и дорога туда выразительная.

А для тех, кому не хватило океана в Лиссабоне или на юге, посоветую съездить в один из этих городов: Вила ду Конди (Vila do Conde), Виана ду Каштелу (Viana do Castelo), Кошта Нову (Costa Nova do Prado). В первом пляжи самые широкие и песчаные, тянущиеся на несколько километров — одни из самых известных в северной Португалии. И погулять там тоже можно. В Виана ду Каштелу больше исторического центра и можно подняться на фуникулере наверх к базилике, откуда открываются потрясающие виды на речку Лиму, город и океан. В Кошта Нову кроме океана могут быть интересные полосатые домики, которые раньше так красили, чтобы рыбаки могли видеть свой дом издалека и причаливать с уловом поближе к дому.

Теперь список мест в Португалии отсортированный туристической значимости (* - must see, ** - можно посмотреть во второй приезд или при наличии времени, *** - при желании углубляться)

*: Лиссабон и окрестности (4-7 дней и больше), Синтра (2 дня), Буссако (переночевать и пол дня), Порту (3-4 дня и больше), Брага (Бом-Жезуш), Гимарайнш (за один день Гимарайнш и Бом-Жезуш, хотя в Гимарайнш можно и день провести).
**: (прибрежный городок с пляжем, пол дня), Монсараш (маленький городок, 3 часа), Марвао (город-грепость, 3 часао), Монсанту (крутой город, пол дня), Сортелья (деревушка, пол дня), Каштелу-Родригу (деревушка и замок, 3 часа), Пенедону (замок, 3 часа).

Ламего (Lamego), Шавеш (Chaves), Амаранте (Amarante), Барселуш (Barcelos), Понте де Лима (Ponte de Lima) — малоизведанные уголки северной Португалии. В Ламего (Lamego) построена лестница и церковь наподобие Бом Жезуша. Шавеш (Chaves) — очаровательный древний городок, сонный и тихий, с массой интересных, но не великих достопримечательностей. Интересный Понте де Лима (Ponte de Lima) с его огромным рынком на берегу реки, а также длинючий римско-средневековый мост.

И вот по этим северным малоизведанным городам могу предложить такой маршрут с возвращением в Порту: Porto — Amarante —Lamego — Chaves (ночевка) — Nationa Park Peneda-Geres (но многого от него ждать не стоит) — Ponte de Lima — Viana do Castelo (ночевка, там кстати доступно для ночевки много кинт, различных поместей с прекрасном видом и т.д.) — Braga — Bom Jesus - Guimaraes — Porto. Получается трое суток, но при желании в Viana do Castelo можно остаться и на две ночи.

В принципе маршрут можно и развить в сторону Испанской Галиссии, доехать через Santiago и другие города до A Coruna, посмотреть океанскую мощь на мысах (Cabo Finisterre, Cabo Esata de Bares и т.д.), но это уже совсем другая история.

Ещё остались города восточной «средневековой» Португалии: Монсараш (Monsaraz), Марвао (Marvao), Монсанту (Monsanto), Сортелья (Sortelha), Каштелу-Родригу (Castelo Rodrigo), Пенедону (Penedono). Это ещё более малоизведенные города (а некоторые просто поселки), все достопримечательности внутри этих городов бесплатны и открыты круглосуточно, включая замки. Там просто нет смотрителей, как и нет туристов. Иногда это оставляет впечатление недолговечности, т.к. никто не ухаживает и не поддерживает. Монсараш (Monsaraz) — маленький городок на холме. Тихие улочки за мощными стенами, белёные стены домов, небольшой замок в уголке, отличный вид на окрестности, засаженные пробковыми дубами. Марвао (Marvao) — довольно интересный город-крепость, обнесен мощной стеной по периметру. Монсанту (Monsanto) — жемчужина Португальской глубинки, там очень красиво. Сортелья (Sortelha) — ещё одна душевная и колоритная средневековая деревенька. Каштелу-Родригу (Castelo Rodrigo) — здесь красивые панорамные виды. Пенедоно (Penedono) — не самый очаровательный поселок, но зато с аутентичным замком.

Соответственно проехать по этим городам можно вдоль восточной границы от Лиссабона к Порту, либо наобоот, на обратном пути.

Вот собственно и все. На основе всех представленных мною маршрутных модулей можно легко составить свой маршрут как для первой поездки по Португалии, так и для второй. Так что всем желаю хорошего путешествия!

P.S. Говорят самый лучший путеводитель по Португалии —

Прилететь в Португалию и просидеть на одном пляже - не самый умный вариант, если вы конечно не живете в часе полета или езды. Стоит взять авто напрокат уже в аэропорту Лиссабона и помчаться навстречу приключениям. Я пользовался услугами Gold Car и остался доволен. Это наша третья встреча с этим европейским прокатчиком, которая рискует скоро перерости в дружбу, крепнущую благодаря хорошей цене и качеству сервиса. Эту дружбу временами пытаются разбить очень достойные Herz или Sixt, но пока безуспешно.

Главные точки по маршруту:

Lisbon – Cabo da Roca – Sintra – Vila do Bispo – Sagres – Lagos – Ferragudo – Silves – Lagoa – Albufeira – Lisbon

Всего примерно 800 км. С заездами в локальные точки - смотровые, пляжи и просто понравившиеся места - 900 км.

На карте наш маршрт выглядит примерно так :

1.Окрестности Лиссабона: Лиссабон – мыс Рока – Синтра – Лиссабон

На Лиссабон нужно минимум 3-4 дня один из которых стоит посвятить находящимся в получасе езды мысу Рока и исторической Синтре.

Мыс Рока (Cabo da Roca) – крайняя западная точка Европы и интересна именно своим месторасположением. Из достопримечательностей – маяк и красивые виды береговой линии. Впрочем, скайлайн в других местах по маршруту будет не хуже.

Синтра – древний городок, довольно милый, хотя и очень сильно туристический. Идеально приехать в Синтру с утра, сразу после маяка на мысе Рока, до 10 часов. Во-первых больше вариантов припарковаться, во-вторых на сам город понадобиться не менее 6 часов. Смотрим дворец, крепость, гуляем по извилистым крутым улицам и пробуем вкусняшки в местных кондитерских.

2.Вторая часть маршрута – дорога из Лиссабона в Алгарве

Едем региональными дорогами N5, N253, N261, N120, N268, N125 . По указателям заезжаем на пляжи и выбираем “The best of”

Пункт номер один по маршруту – Comporta, винодельня и пляж в стиле фильма «Достучаться до небес». Пляж от горизонта до горизонта, дощатая дорожка, огромный вал.
Координаты пляжа: 38.381372, -8.802608

Можно пропустить Sines , если мало времени и сразу двигаться в сторону Villa do Bispo – это крайний юго-запад Европы. В окрестностях несколько красивых пляжей, но вода в этих местах редко превышает температуру +20, интересны с точки зрения побродить, насладиться океаном и встретить закат.

Не доезжая Vila do Bispo заезжаем на пляж Amado – красивые виды, пляж серферский, но купаться летом можно.

Ночевать можно в городке Vila do Bispo, исключительно как транзитный ночлег, а можно сразу ехать к городку Sagres – крайняя юго-западная точка Европы.

Интересен не столько Сагреш , сколько маяк S. Vicente . Очень красивый маяк и великолепный вид на береговую линию, несколько смотровых площадок.

Координаты парковки возле маяка S. Vicente: 37.16858, -8.665534

Рядом с маяком по дороге в Лагош интересный пляж Beliche, популярный среди местных. Малолюдный с хорошим недорогим рестораном, лазурным океаном, окруженный красивыми скалами. (37.02421, -08.99426)

3. Часть третья по маршруту – южное побережье Алгарве, самое теплое и обласканное туристами всех калибров.

Точки интереса: Лагош – красивый туристический городок со старинными узкими мощеными улицами, набережной и ресторанами. В окресностях несколько пляжей и смотровых.

Praia dona Ana – (37.091233, -8.0669761)

Городской длинный и самый теплый песчаный пляж Maia Praia (37.106858. -8.665534)

Ponta da Piedade, смотровая с которой открывается красивый вид на скалы, отсюда же можно покататься по местным гротам на лодке. (37.08162, -08.66978)

Еще интересные места:

Деревенька Ferragudo, красивая рыбацкая деревня на холме, удачное место для фото - (37.125894, -8.52227)

Пляж Praia da Roca возле городка Portimao

Городок Lagoa – лучшее по моему мнению место для ночевок, удобно расположен в 3-х км. от океана и равноудален от всех интересных мест. У нас это была основная база исследования побережья Алгарве и исторических памяток.

Silves – здесь старинная арабская крепость, хорошо сохранилось, можно посвятить пару часов перед пляжами.

Praia do Marinha (37/090073, -8.412599) один из самых красивых на побережье, но летом купаться сложно из-за цветения черных водорослей почти по всему пляжу. Отлично подходит для «позагорать, выпить вина и насладиться скалами)

- Senhora da Rocha – путеводители сообщают, что это самый фотографируемый пляж в районе Албуфейры. Наверное потому, что рядом полно отелей... :) Пляж красивый, но где-то в конце моей условной топ-десятки Алгарве. Координаты: 37.09750, -008.38643

- Албуфейра . Белые дома, несколько пляжей в окрестностях делают его самым популярным городком Алгарве. Я бы все-таки предпочел для исследований Алгарве Лагош или Лагоа.

- Praia do Castelo – наш любимый пляж в Алгарве, которому присвоено звание пляжа №1, находится между Албуфейрой и Лагошем. В окрестностях нет отелей, поэтому контингент в основном местные и самостоятельные автопутешественники. Ресторан Pic Nic открыт круглый год, вид на океан и ярко желтые скалы неописуемой красоты. Координаты: (37.07354, -008.29812)

4. Дорога в Лиссабон

Возвращаемся, вернее долетаем по автобану Е1 за 2,5 часа без остановок, въезжаем в город через самый длинный мост в Европе Васко да Гама и проводим незабываемые 10 часов в городе перед вылетом.

P.S. В Алгарве полно красивых пляжей и красивых мест, поэтому правильно будет запланировать немного больше времени и просто наугад идти по указателям.

О том как легко организовать путешествие для себя и своих друзей в Португалию, включая оформление шенгенской визы, погода, выбор жилья и выбор маршрута по Португалии. Бюджет путешествия, фото.

В принципе нет ничего сложного, необходимо сильное желание увидеть эту прекрасную страну, которое подкрепляем некоторыми техническими подробностями и знаниями и вперед, навстречу свежему ветру Атлантики, сардинам, вину и природным красотам.

Как обычно, эта статья - простой алгоритм или пошаговая инструкция , по которой легко организовать путешествие в Португалию для себя и друзей не обращаясь к посредникам и не покидая страницы этого сайта. Не отрицаю необходимости турфирм, часто именно они делают за нас значительную часть работы по организации – за это мы и платим дополнительные деньги. Но поверьте, Португалия та страна, путешествие в которую лучше организовать самостоятельно и побыть наедине с самыми красивыми местами крайнего запада юго-запада Европы.

Получаем шенгенскую визу

Начинаем с шенгенской визы и только потом занимаемся остальными деталями. Если визы до сих пор нет, о том как ее получить без дополнительных затрат можно в статье Шенгенская виза. Инструкция по получению . И не забываем про страховку. В Португалию можно лететь с шенгенской визой любой страны. Мы, например путешествовали с испанской визой, причем первый въезд был именно в Португалию . Никаких вопросов не будет. С 11 июня 2017 года гражданам Украины НЕ нужна шенгенская виза для посещения стран Евросоюза при наличии биометрического паспорта.

Составляем маршрут по Португалии

Португалия, несмотря на кажущуюся миниатюрность, есть что предложить даже искушенному туристу-путешественнику. Я путешествовал по Старинный холмистый Лиссабон с многовековой историей, которую как будто специально вывернутой прямо на узких улицах хорошо дополняют волшебные пейзажи побережья и пляжи Алгарве .

Независимо от того что вы выберете – Алгарве , центр страны с долиной реки Douro (Дуэро, Дору), Порту и окрестности, стоит обязательно включить Лиссабон и посвятить ему минимум два полных дня.

Например, самостоятельное путешествие на 10-14 дней по Португалии может быть таким. 2-3 дня в Лиссабоне . Затем один день отводим на туристическую, но очень с заездом на крайнюю западную точку Европы – мыс Рока . Переезд на юг Португалии – в провинцию Алгарве и неделя пляжного отдыха в Лагуше с экскурсиями на мыс Сао Винченте – крайняя юго-западная точка Европы и окрестные пляжи , затем переезд на оставшееся время в Албуфейру и проезд по окрестным самым красивым пляжам юга страны.

Стоит помнить, что Португалия – это страна по которой нужно ездить на автомобиле, хотя есть варианты поезд+автобус. Не стоит задерживаться на одном месте, так как красивых локаций очень много – потом будете жалеть что не увидели многое. Португалия – НЕ классическая страна пляжного отдыха – пляжей здесь бесконечно много, но все они настолько разные и красивые что усидеть на месте просто невозможно.

Подробно наш маршрут по Португалии можно посмотреть в разделе Маршруты:

Погода в Португалии: Лиссабон и побережье Алгарве

Зима в Лиссабоне дождливая при температуре в районе +12 по Цельсию, юг Алгарве – комфортные +20 по Цельсию, купаться в январе конечно нельзя, но гулять по побережью очень даже комфортно. Пик сезона совпадает с периодом отпусков у европейцев и самой комфортной погодой для купания и загара – середина июля-август. В июле-августе самые высокие цены и наибольшее количество людей - бронировать жилье на это время лучше заранее, хорошие варианты расходятся за три месяца до начала отпуска. Температура воды в июле-августе – 18-22 в зависимости от пляжа. Самый теплый пляж Алгарве был найден нами в городе Лагуше (Lagos) , подробно писал об отдыхе в этом месте в своем отчете .

Для купания, отдыха и путешествий подходит также сентябрь, зимой, весной и в середине осени очень круто путешествовать по стране – низкие цены, на юге комфортная погода, в Лиссабоне и севернее могут идти дожди, но не чаще чем в наших широтах.

Покупаем авиаперелет в Португалию

Мы летели в Португалию из Киева. Удобнее всего добираться такими авиакомпаниями - Lufthansa, Air France или KLM с пересадкой, с 2018 года в Лиссабон летает WizzAir без пересадки. В моем случае это был перелет Киев-Париж-Лиссабон (Air France) по дороге туда и Лиссабон-Амстердам-Киев (KLM) по дороге домой. В обоих случаях я сознательно планировал длинную стыковку - 12 часов чтобы иметь возможность погулять по и Амстердаму соответственно. В Порту или Лиссабон также удобно добираться из городов Польши, Германии или Балтии авиакомпаниями Ryanair или easyJet. В этом случае перелет обойдется не дороже 100 евро в оба конца.

Бронируем жильё в Португалии по своим возможностям

Для первой поездки бронируем отели или апартаменты на 3-5 дней через Booking.com - Лиссабон и от 4 до 6 дней на побережье Алгарве . Я жил недалеко от города Лагоа (Lagoa) – местечко находится посередине побережья Алгарве . Лагоа идеален для радиальных вылазок по окрестностям. Многие любят более тусовочные Лагош (Lagos) или Албуфейру (Albufeira).

Про отель в котором мы жили в городке Лагоа я написал отдельный отзыв с фото – нам он очень понравился, идеальное соотношение цена-качество-место расположение-доброжелательность хозяина. Рекомендую активным путешественникам которые любят возвращаться в комфортные условия. Обязательно вернусь туда еще раз.

Как сэкономить на жилье в Португалии

Эконом вариант для путешествующих семьей или компанией снять квартиру. На Букинге около 2000 предложений квартир в Лиссабоне .

Бронируем прокатный автомобиль

Многие обходятся без автомобиля, дело вкуса, но по-моему в Португалии наличие автомобиля значительно облегчает задачу исследования местных красот. Если цель поваляться на пляже и съездить на парочку экскурсий из Лиссабона, тогда можно обойтись и без авто.

Автомобиль – это ваш трансфер от аэропорта к месту отдыха и место хранения и перевозки багажа. Парковки на побережье Алгарве почти везде бесплатные, в Лиссабоне будут стоить не больше 10 евро в сутки. Не стоит выбирать дорогие подземные паркинги, лучше спросить в отеле о том, где находится недорогой частный паркинг – заготовьте фразу на английском и попросите адрес паркинга. Дальше по навигатору в смартфоне или бумажной карте легко найдете.

Длинный и неэффективный путь аренды автомобиля - зайти на сайт аэропорта в Лиссабоне , посмотреть какие прокатные конторы там находятся и методом подбора выбирать одну из них. Коротко и эффективно - воспользоваться сервисом бронирования автомобилей. Это также просто как арендовать квартиру или отель и можно сделать на сайте Rentalcars - достаточно выбрать страну и город в котором нужен автомобиль. Дальше выбираете машинку и легко и непринужденно так же как это делали мы.

Подробно про аренду автомобиля за границей можно почитать в статье: Аренда автомобиля за границей

Цены, бюджет поездки в Португалию

Тех, у кого денег больше чем времени этот пункт традиционно не касается. Все остальным советую прочесть.

Бюджет поездки состоит из стоимости перелета, стоимости жилья, стоимости аренды автомобиля и расходов на питание. Считаем вместе и помним про статистические погрешности, поэтому добавляем 10%-20% к сумме на случай непредвиденных трат или покупки сувениров.

Цены на авиаперелет в Лиссабон – хорошо если перелет стоит не дороже 150 Евро туда-назад. Можно всегда посмотреть в календаре низких цен на aviasales .

Бюджетное жильё стоит 30-50 евро в сутки за двухместный номер, жильё подороже с бассейном – 70-100 Евро в сутки на двоих.

Аренда автомобиля – 30 евро в сутки, страховка на авто – еще 10 евро в сутки и зависит от типа страховки, топливо – цены европейские, мы потратили за 10 дней около 70 евро, проехав около 700 км. Для бронирования автомобиля мы пользовались сайтом rentalcars - надежно плюс хорошая цена, а от добра добра не ищут, сами знаете.

Итого получается примерно 800-1000 евро, включая перелет, на одного человека в сезон, зимой и весной дешевле. Помним, что Португалия хороша в любое время, включая зимние месяцы. Питание . Завтрак обычно включен в стоимость гостиницы, а обед может стоить от 7 евро до 20 евро на человека, включая местное вино, в зависимости от выбора места.

Сэкономленные деньги стоит потратить на портвейн или легкое португальское розовое вино. Не любите вино - подарите друзьям!

Согласитесь, вряд ли организованный и не самый насыщенный тур на 10 дней обойдется дешевле. Свобода часто бывает еще и достаточно экономной.

Полезные ссылки при планировании путешествия в Португалию

TicketsUA – недорогие авиабилеты, удобно платить в гривне картой украинского банка, нет дополнительной конвертации

Aviasales - бюджетные авиабилеты по всему миру

МАУ – сайт Международных авиалиний Украины

Hotels Combined (Room Guru) – позволяет сэкономить до 30% при поиске бюджетного жилья, отелей и апартаментов так как ведет поиск по всем популярным сайтам бронирования, включая Agoda, Booking.com и другие

Booking.com – привычный и удобный сайт поиска и бронирования жилья по всему миру

Airbnb – мировой лидер по поиску апартаментов и квартир для путешествий, зарегистрируйся по ссылке и получи денежный бонус на первое бронирование

Rentalcars – сайт поиска и аренды автомобилей по всем миру с возможностью бесплатной отмены брони

Farvater – он-лайн покупка туров из Украины

Hotline Finance – страхование в путешествии граждан Украины, грин-карты для выезда за границу на автомобиле, круглосуточная он-лайн поддержка

Лучший онлайн сервис продажи страховых услуг от ведущих страховых компаний

На личном опыте я убедилась в том, что всегда было для меня очевидным: если хочешь увидеть настоящую Португалию – страну нужно смотреть не своим ходом на общественном транспорте и не в составе туристической группы, а индивидуально и с машиной. Ниже я расскажу о нашей 20-дневной поездке на машине по Португалии, а также об особенностях автомобильного отдыха в этой стране.

Маршрут: как можно больше за 20 дней

Решив смотреть Португалию на машине, мы сразу отказались от идеи проводить много времени в крупных городах. Упор был сделан на те места и достопримечательности, которые общественным транспортом труднодостижимы. Однако, если крупный интересный город попадался на пути, то в него мы тоже заезжали – для беглого ознакомления.

Часть маршрута была запланирована заранее, часть импровизировалась на ходу. В результате он получился таким.

1 день. Рано утром прилетаем в Лиссабон авиакомпанией TAP Portugal. Знакомство с Лиссабоном, ночевка в отеле Pensao Londres.

2 день. Прогулка по Лиссабону, поездка в Кашкайш (Cascais), ночевка в том же отеле.

3 день. Берем в Avis машину, нам достается механический Volkswagen Golf 1,6, на дизеле – машина с особенностями, но не подводила, а под конец поездки и вовсе очень нам полюбилась. Едем на юг: смотрим Сезимбру (Sesimbra), Палмелу (Palmela), кромлехи (Cromeleque dos Almendres). К ночи приезжаем в Эвору (Evora), ночуем в гостинице Evora Inn Chiado Design.

4 день. Гуляем по Эворе, затем едем смотреть горные крепости Моран (Mourao) и . Заезжаем в Вила-Висоза (Vila Vicosa). Приезжаем в Эштремош (Estremoz), ночуем в гостинице Imperador.

5 день. Полдня смотрим Эштремош, затем едем в городки-крепости Порталегре (Portalegre), Марван (Marvao) и Каштелу-де-Виле (Castelo de Vide). Далее путь лежит через Каштелу-Бранку (Castelo Branco) к месту ночевки в кемпинге Orbitur Idanha-a-Nova.

6 день. Купаемся в водохранилище рядом с кемпингом и едем смотреть городки Иданья-а-Велья (Idanha-a-Velha), Монсанту (Monsanto), Пенамакор (Penamacor), Сортелья (Sortelha), Белмонти (Belmonte). Пытаемся найти кемпинг в национальном парке Serra da Estrela, но карты и gps показывают разное, в итоге решаем ехать в Визеу (Viseu), где по совету случайных встречных селимся в гостинице Durao.

7 день. Полдня смотрим Визеу, затем едем в сторону Авейру (Aveiro), на пароме попадаем на косу к северу от города и начинаем двигаться вдоль океана. На ночь останавливаемся в комнатке с отличным видом на залив при ресторане O Veleiro в деревне Торрейра (Torreira).

8 день. Едем в Порту, заселяемся в гостиницу Residencial Triunfo. Под дождем гуляем по городу.

9 день. Утро начинается с дегустации порто в Вила-Нова-ди-Гаия (Vila Nova de Gaia), затем до темноты гуляем по Порту. Вечером уезжаем в Брагу (Braga), где селимся в гостиницу Estacao.

10 день. Гуляем по Браге, затем едем в Гимарайиш (Guimaraes), Понти-ди-Лима (Ponte de Lima), Валенсу (Valenca), для галочки заезжаем в Туй (Tui) на территории Испании. К ночи оказываемся в кемпиге Orbitur Caminha.

11 день. Полдня расслабляемся на берегу океана, затем гуляем по Каминье, а после уезжаем в Виана-ду-Каштелу, где селимся в кемпинг Orbitur Viana do Castelo. Отдыхаем на пляже.

12 день. До полудня снова на пляже, а затем едем сильно на юг – в Коимбру (Coimbra). Гуляем по городу и на ночь селимся в муниципальный кемпинг рядом с городом.

13 день. Едем в Томар (Tomar), где долго и с упоением гуляем. Потом зачем-то едем в Фатиму (Fatima) – если вы не католический паломник, то не повторяйте нашей ошибки. Затем едем в Баталью (Batalha), но монастырь-музей уже закрыт. Заезжаем в Лейрию (Leiria), но центр города перерыт ремонтными работами, а замок закрыт. Ночевать уезжаем в Назаре (Nazare), где селимся в частном секторе.

14 день. Полдня вальяжно смотрим Назаре, затем уезжаем в Алкобасу (Alcobaca), а затем в Обидуш (Obidos). К ночи приезжаем в Пениши (Peniche), где ночуем в гостинице PinhalMar (пожалуй, единственная, которую я бы не стала рекомендовать – сама гостиница нормальная, но расположена весьма бестолково).

15 день. Была запланирована океаническая прогулка на остров Берленга, но погода не позволила. Погуляв по берегу полуострова Пениши и в порту одноименного города, уезжаем на юг. С заездом в к вечеру приезжаем в Синтру (Sintra), успеваем до закрытия только в маврский замок. Уезжаем смотреть незабываемый закат на Кабо-да-Рока (Cabo da Roca) – самой западной точке Европы. Долго ищем ближайшие кемпинги или комнаты в частном секторе, в итоге ближе к полуночи заселяемся в Pensao Real на курорте Прая-душ-Масаш (Praia das Macas).

16 день. Утром возвращаемся в Синтру, смотрим монастырь капуцинов (Convento dos Capuchos) и дворец Пена, после чего направляемся сильно на юг в сторону Альгарве. Заезжаем в Вила-Нова-Милфонтиш (Vila Novа de Milfontes) и Алжезур (Aljezur). Перед закатом приезжаем в Сагриш (Sagres), селимся в частном секторе.

17 день. Смотрим Сагриш и мыс Кабо-Сан-Винсент (Cabo Sao Vicente), затем едем на восток. Смотрим Прая-да-Роша (Praia da Rocha), Силвиш (Silves) и Феррагуду (Ferraguda). На ночь останавливаемся в частном секторе на курорте Карвуэйру (Carvoeiro).

18 день. Продолжаем движение на восток, смотрим Албуфейру (Albufeira), Алмансил (Almancil), Ольян (Olhao), Тавиру (Tavira), Каштру-Марин (Castro Marim) и Вила-Реаль-ди-Санту-Антониу (Vila Real de Santo Antonio). В последнем селимся в гостиницу Residencial Baixa Mar.

19 день. Отдыхаем в Вила-Реале и на ближайшем пляжном курорте Монти-Горду (Monte Gordo), ночевка в той же гостинице.

20 день. Выдвигаемся в сторону Лиссабона, по дороге заезжаем в Алкасер-ду-Сал (Alcacer do Sal) и рыбацкую деревню Каррашкейра (Carrasqueira). Во второй половине дня гуляем по району Parque das Nacoes в Лиссабоне – ближайшему к аэропорту. В аэропортовом отделении Avis сдаем машину и удобным вечерним рейсом TAP Portugal вылетаем в Москву.

Насыщенно? Очень! Но свою задачу посмотреть Португалию по максимуму мы выполнили.

Несколько субъективных выводов из нашей поездки:

  • мелкие горные городки хотелось бы смотреть чуть более размеренно;
  • несколько городов оказались реальной потерей времени (например, Фатима, Вила-Нова-де-Мильфонтес и Алжезур);
  • ездить по Португалии и смотреть-смотреть-смотреть можно было бесконечно и хотелось еще и еще, пока ты вдруг случайно не оказываешься на океане – сразу залипаешь и не хочется никуда больше;
  • если вы хотите смотреть достопримечательности, то в Альгарве делать нечего (те достопримечательности, которые есть там, полностью рассчитаны на пляжного туриста, отдыхающего в этом регионе и зачем-то покинувшего свой прекрасный пляж, чтобы познакомиться с историческим наследием окружающих земель – то есть дороги и при этом особого интереса не представляют). Если же вы едете в Португалию купаться, то Алгарве – то, что вам нужно;
  • без машины мы бы не увидели и половины;
  • Лиссабон и Порто достойны того, чтобы вернуться в них без машины и посмотреть их хотя бы дня три-четыре каждый, а учитывая близлежащие достопримечательности, можно закладывать и по неделе.

Комфортное вождение

Иностранные путеводители все как один пугают, что португальцы водят как сумасшедшие. Один из них красочно описывает португальский стиль вождения: “местные водят так, будто только что угнали машину и несутся на ней с места преступления”. Не знаю, что на самом деле думают другие иностранцы, но для русского человека португальцы водят вполне вменяемо. По крайней мере, у нас ни разу не было ни одной неприятной ситуации на дороге. Чужих аварий мы также не видели.

Пожалуй, единственное, чего не отнять и что могло смутить авторов европейских и американских путеводителей: скоростной режим в Португалии мало кто соблюдает. Слившись с толпой, не соблюдали его и мы 🙂

Главное, что для нас непривычно и почти шокирующе – узкие неровные улицы старых городов. Часто – со слепыми поворотами и перекрестками. Часто такой ширины, что от боковых зеркал до стен домов – не более метра. Часто – с сильными уклонами, так как большинство городов стоят на холмах или в горах. Хорошо еще, что подавляющее число узких улиц – с односторонним движением. Езду по историческим городкам осилят только люди с хорошим опытом вождения и железными нервами. В общем, перед поездкой в Португалию вспомните как трогаться с ручника и все такое.

Умение виртуозно парковаться в узких местах вам также пригодится. Но с этим проще: не можете запарковаться в понравившемся месте – найдете другое. Один раз в подземном гараже в несколько квадратных метров с тремя машинами и двумя колоннами внутри нам помогал разруливаться местный житель – без его советов мы бы не выехали, а для него решение задачи было совершенно очевидным. В общем, опыт и еще раз опыт!

Дороги платные и бесплатные

Дороги в Португалии отличные. Каждый раз, переезжая из одной горной деревни в другую, мы не уставали удивляться, насколько качественные дороги проложены там, где на самом деле проезжает лишь пара десятков машин в день – и это в разгар туристического сезона! Или – едем мы по очередной идеальной дороге где-то в Альгарве, вдруг на фоне прекрасного ровного асфальта появляются шероховатости бетонного цвета. Именно шероховатости. Но о том, что эти шероховатости на дороге есть, предупреждал восклицательный знако! Качество покрытия на трассах и автострадах также не обсуждается.

В общем, если вы хотите ездить по деревням – то ездите себе спокойно. Но если нужно попасть из одной удаленной точки в другую, то не жалейте денег и выезжайте на автостраду. У меня нет опыта вождения по другим странам, но цены на платные дороги Португалии показались смешными. Обычно мы платили что-то около 4-5 евро за час-полтора пути. Самое большее мы заплатили около 13 евро, проехав насквозь примерно треть Португалии. Учитывая, что все несутся со скоростью, превышающей 150 км/ч – платная дорога гарантирует вам быструю и комфортную езду.

Обратите внимание, что на некоторых автострадах Португалии действует система Via Verde. Оплата проезда по таким дорогам производится не непосредственно при выезде с трассы, а через пару дней – когда камеры слежения обработают полученную на трассе инфомацию.

Если ваш автомобиль оснащен специальным прибором, который при желании можно взять в аренду, то на дорогах со шлагбаумами вы едете мимо шлагбаума под буквой V, а по дорогам без шлагбаумов ездите, как душе угодно.

Если ваш автомобиль специальным прибором не оснащен – ничего страшного. На дорогах с будками и шлагбаумами вы действуете стандартным способом: при въезде на трассу берете талончик, при съезде с трассы платите (человеку или автомату, наличными или картой). Но если же вы попали на автострады Via Verde, то через пару дней после поездки (но не позднее, чем через 5 дней), вам надо найти любое почтовое отделение и попросить там произвести оплату Via Verde, продиктовав номер вашей машины. Операционист сделает распечатку ваших поездок и примет оплату.

Парковки платные и бесплатные

С парковками мы также не испытали особых проблем. Часто удавалось найти официальные бесплатные парковки или нормально встать где-то на обочинах (ориентировались на местных). Однако в крупных городах мы пользовались платными парковками (как на улицах, так и в специально отведенных зонах), и они не показались нам дорогими. Самое большее, что мы платили – 4 евро.

Для ночевок, конечно, удобнее заранее подбирать гостиницы с парковками. Но даже если у гостиницы стоянки нет, но на ресепшене вам обязательно подскажут, куда поставить машину на ночь.

Если вы ставите автомобиль на частную платную парковку, то система – как с платными дорогами: на въезде берете талончик, на выезде платите (человеку или автомату).

Если вы ставите автомобиль на платную парковку на улице, то попытайтесь понять ее правила. На многих указан период, во время которого стоянка должна быть оплачена. Например, если написано 9.00-19.00, то это значит, что если ваша машина стоит здесь с 9 утра до 7 вечера, то простой платный. А если вы приехали на это место поздно вечером и собираетесь уехать рано утром, то парковка для вас будет бесплатной. Обычно такие парковки бесплатны в выходные. Время платного и бесплатного периода указаны на каждой стоянке и могут отличаться друг от друга.

Оплачивается уличная парковка заранее. Поставив машину, нужно найти будку, решить, сколько времени вы собираетесь гулять без машины (стоимость периода – обычно от 15 минут до 4 часов – указана в прейскуранте). Кидаете монет на нужную сумму, нажимаете зеленую кнопку – и автомат выдает талончик, на котором написано время, до которого у вас оплачено стояночное место. Талончик кладете под лобовое стекло и уходите по своим делам.

Важно: для платных парковок нужно иметь при себе много разнообразных монет, так как автоматы не принимают банктоны и банковские карты.

Прокат автомобиля от Avis

Мы брали машину в Avis, потому что это был наш первый опыт поездки по загранице на машине и хотелось доверить эту часть программы опытной конторе, которая бы в случае проблем гарантированно (нам хотелось так думать) пришла бы на помощь. К счастью, никаких проблем у нас не возникло – ни с машиной, ни на дорогах. Так что качество антикризисного поведения от Avis мы оценить не смогли.

Все обязательные процедуры были пройдены комфортно. Когда мы пришли в прокатный центр, машина уже ждала нас. Нам сразу выдали все документы. Для спокойствия мы обследовали машину на имеющиеся повреждения, но затем оказалось, что они все были заранее схематично отмечены на документах, которые нам выдали.

Стандартная схема для машины нашего класса такая. Сумма оплаты включает в себя машину с полным баком, возможность безлимитного пробега, страховку при угоне и повреждениях. Франшиза – 1500 евро. Если бы мы повредили машину, то при сумме оцененного ущерба до 1500 евро, поломку плачивали бы мы. Если сумма выше или если вдруг машина была бы угнана, то с нас списываются 1500 евро, а остальное оплачивает страховая. При желании можно оформить более дорогие страховки, которые занижают сумму франшизы и даже сводят ее к нулю, но для наших 20 дней оплата супер-страховки значительно превышала сумму франшизы, так что от дополнительного страхования мы отказались.

Помнив о необходимости вернуть машину с полным баком всю дорогу, в самый последний момент мы все-таки забыли заправиться. Штраф в 30 евро, а также стоимость полного бака (около 50 евро, что примерно соответствует действительности) с нас списали на месте.

При возврате сотрудник Avis осмотрел автомобиль, заполнил все бумажки и сразу же выдал нам чек, в котором были указаны стоимость проката, штраф за незаполненный бак, стоимость бензина и НДС. Осталось на чеке только расписаться – и вы свободны, если хотите, чтобы оплата была списана с той карты, которую вы предъявляли при оформлении автомобиля. Если же вы хотите заплатить другой картой или наличными – нужно зайти в офис к кассиру и оплатить тем способом, который вам удобен.

Если вы сдаете автомобиль в аэропорту Лиссабона, то прямо в гараже есть тележки, на который можно погрузить багаж. Несколько метров по коридору – и вы оказываетесь в здании аэропорта.