«Души наших предков не будут нами довольны»: что не так с мечетью «Кул Шариф»? Мечеть Кул Шариф: все о ней Когда построили мечеть кул шариф

Мечеть Кул Шариф — один из символов Казани и действующая джума-мечеть Татарстана, располагается в западной части Казанского кремля и входит в историко-архитектурный комплекс, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История мечети Кул Шариф

Мечеть на территории Казанского кремля имеет не только религиозное значение, а изначально строилась как центр просвещения и мемориал памяти защитников города — на месте старой мечети, уничтоженной в 1552 году во время взятия Казани войском Ивана Грозного. В то время оборону одной из частей города Казани и возглавлял имам Кул Шариф, в чью честь названа новая мечеть, он погиб вместе со сподвижниками.

Указ о воссоздании мечети на историческом месте в Казанском кремле подписал в 1995 году президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. Тогда же прошел конкурс на лучший проект.

Строительные работы начались уже в 1996 году и продолжались по 2005 год. Мечеть возводилась в основном за счет пожертвований: свой вклад в создание Кул Шариф внесли более 40 тысяч частных лиц и самых разных организаций, информация о них записана в книгах, хранящихся в главном зале.

Официальное открытие мечети состоялось 24 июня 2005 года и было приурочено к тысячелетию Казани.

Архитектура Кул Шариф

Архитекторы казанской мечети — «Татинвестгражданпроект»: И. Ф. Сайфуллин, А. Г Саттаров, Ш. Х. Латыпов, М. В. Сафронов.

Мечеть включает пять этажей, считая цоколь и тех. этаж. В плане представлена в виде двух пересекающихся под углом 45° квадратов. Такое устройство здания имеет символическое значение — повторяет мусульманский знак «благословение Аллаха».

Высота каждого из четырех основных минаретов Кул Шариф — 58 метров. Размеры купола Кул Шариф: высота — 39 метров, диаметр — 17 метров. Вместимость мечети — 1700 человек.

Кроме того, имеется два симметрично расположенных малых минарета. Стены мечети включают восемь стрельчатых арок, украшенных орнаментом и обрамленных аятами, высеченными на мраморе. Стрельчатые окна мечети декорированы витражами. Окна на куполе выполнены в виде тюльпанов, и это тоже символично: цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания.

Помимо самой мечети, в комплекс Кул Шариф входят библиотека-музей, издательский центр, управление имама, экскурсионное бюро и посвященный закладке мечети памятный камень, пожарная часть. Здание мечети включает две части: ритуальную верхнюю и музейно-экскурсионную нижнюю.

В архитектуре купола прослеживается сходство с традиционным видом шапки Казанской — царского венца, сейчас эта шапка хранится в Оружейной палате . В целом же в архитектурных формах и декоре, наличии стрельчатых арок подчеркиваются традиции татарского зодчества.

Облицовка здания — белый мрамор, а купол и шпили шести минаретов — бирюзовые.

Вход в мечеть Кул Шариф находится с молельной площади, это северная часть здания; его акцентируют псевдоминареты. Вход в музей ислама — с противоположной, южной, стороны.

Мечеть Кул Шариф внутри

По сторонам от главного зала располагаются смотровые балконы для экскурсий.

В отделке использованы уральский гранит и мрамор, змеевик и мраморный оникс, также мечеть украшают позолота, лепнина, витражи и римская мозаика, панно из керамики, ручная резьба по камню и дереву, золотое шитье, подаренные Ираном традиционные ковры.

Роскошная цветная хрустальная люстра диаметром 5 метров изготовлена в Чехии.

Посещение мечети Кул Шариф

Вход в действующую мечеть бесплатный для всех. Женщинам обязательно покрывать голову платком: можно взять платки и накидки бесплатно на входе. Также нельзя заходить в мечеть с открытыми коленями и плечами (относится и к женщинам, и к мужчинам).

Режим работы мечети Кул Шариф — с 9:00 до 19:30. Перерыв на намаз по пятницам — с 12:00 до 14:00.

Музей ислама в мечети Кул Шариф

Музей находится на цокольном этаже, его экспозиция размещена в двух залах. Первый более общий, посвящен истории религии и пророков; здесь можно познакомиться с книгами об основах ислама и выставкой предметов для намаза, увидеть макет Каабы, исторические рукописи и издания Корана. Второй зал посвящен истории мусульманской культуры Среднего Поволжья, а также содержит экспозицию серебряных монет с арабской вязью, книги татарских религиозных деятелей и писателей.

Вход в Музей исламской культуры в Казани платный: 200 рублей — полный, 80 рублей — льготный билет (школьникам, студентам, пенсионерам).

Режим работы музея: ежедневно, с 9:00 до 19:30 (касса до 19:00).

Как доехать до Кул Шариф

Чтобы увидеть знаменитую Казанскую мечеть, нужно добираться до кремля — на метро до станции «Кремлевская» либо на автобусах до остановки «Батурина», автобусах и троллейбусе № 2 до остановки «Центральный стадион». Один из самых популярных видов на Кул Шариф открывается с площади Тысячелетия.

Мечеть Кул Шариф на панорамах Казанского кремля — Google Maps

Видео о мечети Кул Шариф

Сегодня мечеть Кул Шариф, закрытая во второй половине августа, вновь открылась для богослужения. Правда, об этом знал лишь узкий круг приближенных к, судя по всему, будущему муфтию Камилю Самигуллину и некоторые СМИ (газету «БИЗНЕС Online» официально не приглашали, а корреспонденты нашего издания узнали об этом по своим источникам). Поэтому на пятничную молитву пришло не несколько тысяч человек, как в прежние годы, а не более 200 - 250. Всего на намазе было 7 неполных рядов. Сотрудников ДУМ РТ, включая мухтасибов (руководители районных мусульманских организаций), можно было отличить по черной одежде-униформе без воротников и черным тюбетейкам. В числе молящихся корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил и гендиректора ТНВ, депутата Госсовета РТ Ильшата Аминова.

Азан произносил Ильфар Хасанов , знакомый многим по его проповедям в мечети Аль-Марджани. Как оказалось, он является новым имамом мечети Кул Шариф и сменил на этой должности популярного проповедника Рамиля Юнусова . Впрочем, многие помнят, что попытка сменить его предыдущим муфтием Илдусом Файзовым закончилась скандалом, когда многочисленные сторонники Юнусова собирали подписи в поддержку своего любимца и чуть не устроили потасовку на одной из пятничных молитв.

После трагических событий 19 июля, когда власти и функционеры ДУМ РТ несколько пришли в себя, было принято кардинальное решение с неспокойным приходом мечети Кул Шариф. Официально было объявлено, что мечеть нуждается в… срочном ремонте. Всех работников мечети выпроводили, но представители муфтиата всячески подчеркивали, что Юнусов остается имам-хатыбом Кул Шарифа. Правда, все это звучало на фоне заявлений правоохранительных органов о том, что в отношении последнего возбуждено уголовное дело по подозрению в использовании поддельного диплома, а сам опальный имам на публике уже не показывался. Через несколько дней после летних терактов в Казани Юнусов якобы срочно вылетел в Лондон. Больше о нем вестей не было. Впрочем, близкие его люди эмиграцию опровергали, говорили, что он занимается своими делами в Татарстане. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Юнусов в настоящее время находится в Казани.

ИЗМЕНЕНИЯ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА НЕ ЗАМЕТИШЬ, НО…

«Ремонтные работы в мечети не проводились в течение 7 лет, в молельном зале было очень холодно, а теперь там установили специальное итальянское оборудование, позволяющее регулировать температуру, также установили специальные устройства – подъемники для инвалидов – в рамках программы «Доступная среда», – объяснила тогда официальную причину закрытия мечети журналистам Зиля Валеева , директор заповедника «Казанский Кремль». Назывались разные даты открытия мечети – конец 2012 года, январь 2013 года. И вот спустя 8 месяцев, сегодня, мечеть заработала вновь.

Сегодня Марат Гатин – заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль», рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в ходе ремонта в мечети были утеплены окна в мужском и женском молельных залах, расширены и оснащены специальным оборудованием по регулированию и подаче воздуха в молельные залы вентиляционные шахты мечети. Также были установлены кондиционеры в предкупольной части молельного зала, переоборудованы зоны омовения, отреставрирована входная часть мечети, заменены окна в музее исламской культуры. В рамках программы «Доступная среда» созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

«Чувствуется, что мечеть обновлена, - сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хасанов. - Из-за того, что в некоторых местах протекала крыша, стены и обои начали чернеть из-за влаги. Теперь все это отремонтировано, краски обновлены».

Самигуллин сообщил прихожанам, что в мечети пятничные намазы будут читаться и далее. Однако вопрос по проведению обряда никах, а также в каком режиме будет работать мечеть, пока обсуждается.

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАНУНЕ КУРУЛТАЯ

Открытие мечети произошло не накануне крупного мусульманского праздника (Курбан-байрам или Ураза-байрам), а как раз накануне грядущего съезда мусульман республики, которому предстоит выбрать нового муфтия. Напомним, 17 апреля в Татарстане на съезде мусульман в НКЦ «Казань» будет выбран новый муфтий РТ. Главный претендент на этот пост – 28-летний Камиль хазрат Самигуллин , чье недавнее назначение на должность и.о. председателя Духовного управления мусульман вызвало большой резонанс в республике. Также среди претендентов – председатель совета улемов всероссийского муфтията 43-летний Фарид Хайдаров (Салман) и 85-летний имам Мемориальной мечети при МВД РТ Харис Салихов (Салихджан).

Поэтому было ожидаемо, что первую проповедь во вновь открывшейся мечети проведет фаворит избирательной гонки Самигуллин. Он поднялся на самую вершину минбара. Проповедь он начал с вступления на арабском, читая нараспев имена праведных халифов и благопожеланий в их адрес, а затем перешел на татарский. Татарская часть проповеди была недолгой, около 10 минут, и была посвящена теме, какой вред несут сплетни и злословие. Видимо, проповедник несколько волновался, и его голос было плохо слышно даже с помощью микрофона. Завершилось пятничное богослужение чтением Корана и молитвой нового имама Кул Шарифа Ильфара хазрата, пожелавшего, чтобы мечеть приносила пользу людям и наполнилась изобилием Всевышнего.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТУПИЛО ТРИ ДНЯ НАЗАД

Хасанов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что предложение возглавить Кул Шариф поступило ему лишь три дня назад от Самигуллина.

«Сомнения были, я уже около 9 лет вел свое служение в мечети Аль-Марджани. Это и большая ответственность, потому что Кул Шариф – жемчужина нашего татарского народа», - сказал Хасанов.

Он также сообщил, что подробные планы о дальнейшей работе мечети – например, о проведении никаха и другие – будут определяться после проведения выборов муфтия РТ, где, кстати, он сам будет поддерживать, конечно же, Самигуллина. На вопрос о том, не смущает ли его, что он приходит в мечеть после скандальных историй перед ее закрытием, он отметил: «Надеемся, что Всевышний дарует терпение».

«Нужно браться, если будем бояться и прятаться за углом, это нехорошо. Мы духовные деятели, – отметил он. – На кого буду опираться? На Всевышнего в первую очередь. И на Духовное управление».

«С божьей помощью будем вести свое служение во благо нашей религии и нашего народа», – отметил новый имам мечети.

ПОЧВЫ ДЛЯ НЕДОВОЛЬСТВА В КУЛ ШАРИФЕ НЕТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили назначение нового имама в мечети Кул Шариф.

Рафик Мухаметшин – ректор Российского исламского университета:

– Хотя Ильфар и молодой, но в мечети Аль-Марджани работает давно. Он действительно популярный имам, очень хорошо читает проповеди. Поэтому в том, что он оказался имамом, для себя я чего-то неожиданного не вижу.

Ильшат Гимадеев – религиовед:

– Лично я его не знаю, но когда его увидел в мечети Аль-Марджани, он произвел хорошее впечатление. Он читал хорошие, проникновенные проповеди. Не могу оценивать кадровую политику ДУМ РТ, но лично про Ильфара могу сказать, что он опытный и хорошо работал в Аль-Марджани. Сейчас я не вижу почву для недовольства в Кул Шарифе или какого-то конфликта, если это не будет чья-то сознательная провокация.

P. S. Когда материал был уже опубликован, в редакцию позвонили из духовного управления мусульман и сообщили, что Ильфара Хасанова следует рассматривать как представителя ДУМ. В Кул Шарифе не будет одного постоянного имама, проповеди станут читать по очереди имамы из казанских мечетей.

Дамир Исхаков ,
доктор исторических наук

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре-ли-ги-оз-ный де-я-тель XVI века, поэт, один из на-ци-о-наль-ных ге-ро-ев Та-тар-ста-на, воз-гла-вив-ший обо-ро-ну од-ной из ча-стей го-ро-да Ка-зань в ок-тяб-ре 1552 года про-тив рус-ских (по-ход Ива-на IV Гроз-но-го). По-гиб при штур-ме вме-сте со сво-и-ми спо-движ-ни-ка-ми. В его честь на-зва-на мечеть Кул Шариф, по-стро-ен-ная недав-но на ме-сте раз-ру-шен-ной ста-рой ме-че-ти, у стен ко-то-рой и пал в сра-же-нии сеид Кул Ша-риф.

Ши-ро-кую из-вест-ность Кул Ша-ри-фа в по-след-ний пе-ри-од су-ще-ство-ва-ния Ка-зан-ско-го хан-ства под-твер-жда-ют мно-гие ис-то-ри-че-ские ис-точ-ни-ки, а та-к-же све-де-ния, со-хра-нив-ши-е-ся в на-род-ной па-мя-ти и обоб-щен-ные Ши-га-бут-ди-ном Мар-джа-ни. Опи-ра-ясь на них, мож-но утвер-ждать, что Кул Ша-риф в хан-стве на-ка-нуне его па-де-ния яв-лял-ся гла-вой му-суль-ман-ско-го ду-хо-вен-ства, вер-хов-ным се-идом. Ан-дрей Курб-ский, опи-сы-вая эпи-зод, свя-зан-ный со взя-ти-ем рус-ским вой-ском Ка-за-ни в 1552 году, на-зы-ва-ет его на ев-ро-пей-ский лад «ве-ли-ким бис-ку-пом», то есть епи-ско-пом, и до-бав-ля-ет, что сами та-та-ры счи-та-ют Кул Ша-ри-фа «ве-ли-ким ана-рыи», или «ами-ром».

Сло-во «амир» пе-ре-во-дит-ся с араб-ско-го как «по-ве-ли-тель», или «ру-ко-во-ди-тель». А вот в пер-вом слу-чае Курб-ский явно ис-поль-зо-вал ла-тынь: «honor» — честь, по-чет, по-честь или «honorus» — по-чет-ный, ува-жа-е-мый. По-хо-же, что эти вы-ра-же-ния при-ме-не-ны им для пе-ре-во-да ти-ту-ла вер-хов-но-го се-ида, ко-то-рый, по за-ме-ча-нию Мар-джа-ни, зву-чал как «на-кый-бел-аш-раф» — «ру-ко-во-ди-тель ве-ли-ких».

Как из-вест-но, се-ида-ми в му-суль-ман-ском мире на-зы-ва-ли по-том-ков про-ро-ка Му-хам-ма-да из вет-ви, вос-хо-дя-щей к его вну-ку Ху-сей-ну. Оче-вид-но, и Кул Ша-риф, бу-дучи се-идом по про-ис-хож-де-нию, воз-во-дил свой род к Му-хам-ма-ду. Недав-но об-на-ру-жен-ная и опуб-ли-ко-ван-ная ли-те-ра-ту-ро-ве-дом М. И. Ах-мет-зя-но-вым ге-не-а-ло-гия се-идов Ша-ку-ло-вых из Ка-си-мов-ско-го хан-ства по-ка-зы-ва-ет, что она дей-стви-тель-но че-рез мно-гие по-ко-ле-ния вос-хо-дит к Ху-сей-ну и Му-хам-ма-ду. Сле-до-ва-тель-но, при-част-ность Кул Ша-ри-фа по рож-де-нию к се-идам была не вы-мыш-лен-ной, а ре-аль-ной.

В XV—XVI ве-ках в каж-дом от-дель-ном та-тар-ском хан-стве мог-ло быть несколь-ко се-идов, лишь один из ко-то-рых яв-лял-ся вер-хов-ным (С. Гер-бер-штейн, ав-тор «За-пи-сок о мос-ко-вит-ских де-лах», от-ме-ча-ет на-ли-чие в Ка-зан-ском хан-стве «вер-хов-но-го жре-ца»). В Ка-зан-ском хан-стве та-кой сеид, как вид-но из жа-ло-ван-ной гра-мо-ты хана Са-хиб-Ги-рея 1523 года, име-но-вал-ся «су-дат-гы-зам» (са-да-ти-го-зам), что пе-ре-во-дит-ся как «ве-ли-кий сеид». Есть ос-но-ва-ния по-ла-гать, что Кул Ша-риф вер-хов-ным (ве-ли-ким) се-идом в го-су-дар-стве стал в ок-тяб-ре 1551 года по-сле каз-ни ха-ном Шах-Али преж-не-го вер-хов-но-го се-ида Кул Му-хам-ма-да*. К тому вре-ме-ни Кул Ша-риф был уже из-вест-ным го-су-дар-ствен-ным де-я-те-лем, о чем го-во-рит его при-сут-ствие сре-ди зна-ти хан-ства, при-ся-гав-шей на вер-ность хану Шах-Али 14 ав-гу-ста 1551 года в Сви-яж-ской кре-по-сти.

Судя по тому, что нам из-вест-но, Кул Ша-риф, как и его пред-ше-ствен-ник Кул Му-хам-мад, был из рода крым-ских се-идов. Неко-то-рое вре-мя он жил в Аст-ра-хан-ском хан-стве вме-сте с се-идом Манс-уром, пред-по-ло-жи-тель-но сво-им от-цом. От-сю-да у него та-хал-лус «Хаджи-тар-ха-ни». М. И. Ах-мет-зя-нов, опи-ра-ясь на эти и дру-гие све-де-ния, вы-дви-нул обос-но-ван-ную ги-по-те-зу, что ав-то-ром со-чи-не-ний пе-ри-о-да Ка-зан-ско-го хан-ства — «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» (1550 г.) и сти-хов-му-на-д-жа-тов — в пер-вом слу-чае на-зван-ным «Ша-ри-фом Хаджи-тар-ха-ни», во вто-ром — «Кул Ша-ри-фом» — яв-ля-ет-ся сеид Кул Ша-риф. Дей-стви-тель-но, Кул Ша-ри-фа даже по-сле того, как он стал вер-хов-ным се-идом, рус-ские ис-точ-ни-ки про-дол-жа-ли име-но-вать «мул-лой». Не вы-со-кая ли об-ра-зо-ван-ность его так от-ра-жа-лась в ле-то-пи-сях? На-вер-ное, да. В то же вре-мя из «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» от-чет-ли-во вид-но, что его ав-тор был весь-ма об-ра-зо-ван-ным че-ло-ве-ком, об-ла-дав-шим зна-ни-я-ми в об-ла-сти аст-ро-но-мии, ис-то-рии (не толь-ко та-тар-ской, но и рус-ской), го-су-дар-ствен-ных дел. Кро-ме того, в этом про-из-ве-де-нии, на-пи-сан-ном в це-лом про-зой, до-воль-но мно-го по-э-ти-че-ских строк. Од-ним сло-вом, Кул Ша-риф (он же Ша-риф Хаджи-тар-ха-ни) был и по-этом.

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

Эпо-ха, в ко-то-рой жил сеид Кул Ша-риф, — это тра-ги-че-ское вре-мя дви-же-ния Ка-зан-ско-го хан-ства к сво-ей ги-бе-ли. Ав-тор «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» оста-вил по-тря-са-ю-щие стро-ки, опи-сы-ва-ю-щие тра-ге-дию сво-е-го на-ро-да. Он го-во-рит о Ка-за-ни: «Ей неот-ку-да ждать по-мо-щи и под-держ-ки, кро-ме по-кро-ви-тель-ства Тен-гри и по-мо-щи ан-ге-лов. Из-за та-кой тя-же-лой си-ту-а-ции па-ди-ша-хи го-ро-да Ка-за-ни обес-пе-чи-ва-ют без-опас-ность сво-е-го го-су-дар-ства пу-тем со-гла-ше-ния со стра-ной кя-фи-ров. Было так: для бла-го-по-лу-чия на-ро-да и ради его жиз-ни за-клю-ча-ли до-го-вор с Моск-вой, меж-ду дву-мя сто-ро-на-ми хо-ди-ли по-слы, обес-пе-чи-вая вза-и-мо-по-ни-ма-ние».

Это было на-пи-са-но в 1550 году, но уже в ап-ре-ле 1551 года на-ча-лось но-вое на-ступ-ле-ние рус-ских войск, ко-то-рые в июне об-сту-пи-ли Ка-зань. На-ста-ли тя-же-лые вре-ме-на, и ка-зан-цы дрог-ну-ли: они по-сла-ли «к Ши-га-лею и к во-е-во-дам бити че-лом, что-бы го-су-дарь по-жа-ло-вал, гнев свой им от-дал, а пле-не-ти их не ве-лел, а дал бы им на го-су-дар-ство царя Ши-га-лея, а Уте-мешь-Ги-рея царя го-су-дарь к собе взял и с ма-те-рию Сю-юн-би-ка-ца-ри-цею» (Пат-ри-ар-шая ле-то-пись). С та-ким пред-ло-же-ни-ем к хану Ша-х А-ли и рус-ским во-е-во-дам при-ез-жа-ли «мул-ла» Кул Ша-риф и тю-мен-ский «князь» Бибарс Рас-тов. Но они дей-ство-ва-ли не са-мо-сто-я-тель-но, а вы-пол-ня-ли волю «всей зем-ли Ка-зан-ской», что от-чет-ли-во вид-но из гра-мо-ты ка-зан-цев, от-прав-лен-ной то-гда Ива-ну IV.

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

Кро-ме того, по-слы не сра-зу при-ня-ли усло-вия Моск-вы — в ле-то-пис-ном со-об-ще-нии от 9 ав-гу-ста 1551 года го-во-рит-ся о том, что во вре-мя пе-ре-го-во-ров они «во мно-гом за-пер-ли-ся», то есть не со-гла-ша-лись. Хро-нист даль-ше пи-шет о та-та-рах: «обы-чай бо их бяше из-на-ча-ла лу-кавь-ство-ва-ти».

За-ста-вить ка-зан-цев при-нять столь тя-же-лые усло-вия мож-но было лишь си-лой. И за-во-е-ва-те-ли при-гро-зи-ли: если ка-зан-цы «не учи-нять на го-су-да-ре-ве воле… на ту же осень… го-су-дарь… хо-чет ра-тию съ все-ми люд-ми». Лишь по-сле та-ких угроз по-слы при-ня-ли усло-вия Моск-вы, сре-ди ко-то-рых было и тре-бо-ва-ние вы-дать Сююм-би-ке с сы-ном. Ясно, что ни-ка-кой лич-ной вины у Кул Ша-ри-фа с «кня-зем» Бибар-сом в этом не было — они вы-пол-ня-ли об-ще-го-су-дар-ствен-ное ре-ше-ние, да и то все-го лишь как ди-пло-ма-ты.

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

Вер-хов-ный сеид Кул Ша-риф по-гиб при взя-тии Ка-за-ни рус-ски-ми в 1552 году. Мар-джа-ни, опи-ра-ясь на на-род-ные пре-да-ния, со-об-ща-ет, что Кул Ша-риф со сво-и-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми, объ-еди-нен-ны-ми в осо-бое во-ен-ное под-раз-де-ле-ние — «полк», со-сто-яв-ший из мо-ло-дых дер-ви-шей и су-фи-ев, обо-ро-нял-ся от-сту-пая, вплоть до зда-ния мед-ре-се, по-том под-нял-ся на его кры-шу, где был за-ко-лот, и упал вниз. Так тра-ги-че-ски пре-рва-лась жизнь этой вы-да-ю-щей-ся лич-но-сти эпо-хи Ка-зан-ско-го хан-ства.

В «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» есть та-кие стро-ки:

О, Ша-ри-фи, если ты еще на-де-ешь-ся на луч-шее, Не ухо-ди с этой зем-ли,
Ибо если ты уй-дешь, кто же бу-дет са-хи-бом го-ро-да Ка-за-ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

Мечеть Кул Шариф

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Она воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани Иваном Грозным.

Сеид Кул Шариф

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда, воином, поэтом и мыслителем. Ему приписывают авторство знаменитого произведения «Победа Казанского вилайета», описывающего исторические события 1550 года, когда войско ханства одержало кратковременную победу над русскими. Но автор предчувствовал беду, написав о Казани: «Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов…»

Уже летом 1551 года Казань вновь была взята в кольцо войсками Ивана Грозного. Верховному сеиду Кул Шарифу пришлось выступить дипломатом и отправиться к русским воеводам - бить челом о спасении города. В результате тяжелых переговоров послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать правительницу Сююмбике с сыном. Но переговоры лишь отсрочили нападение русских войск. В октябре 1552 года, после изнурительной осады, русские перешли в наступление и прорвали оборону Казани. Главная битва состоялась у стен мечети ханского кремля. Народные предания гласят, что Кул Шариф возглавил отряд из преданных ему молодых дервишей и суфиев и оборонял крепость, пока, отступая, не был заколот на крыше медресе, откуда упал вниз.

Мечеть была сожжена дотла. Но, согласно легенде, очертания той, сгоревшей в огне, деревянной мечети настолько поразили захватчиков, что было решено увековечить память о ней в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани. Летописи сообщают, что величественная соборная мечеть напоминала эмирский дворец «Казык Йорты». Вокруг купола, символизирующего единую власть хана, взмывали в небо восемь остроглавых минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии. Их навершия венчали серебряные круторогие месяцы - символ власти Всевышнего.

Воссоздание мечети

В середине 1990-х «в целях сохранения исторической преемственности» было решено воссоздать величественное строение как одну из главных доминант Казанского кремля. Наряду с Благовещенским собором, мечеть Кул-Шариф является символом воссоединения двух главных религий Казани - православия и ислама, что было признано важным аргументом при включении Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытая в 2005 году мечеть представляет собой симметричное здание, в основании которого - два пересеченных под углом 45 градусов квадрата: известный мусульманский символ бисмилла («во имя Аллаха»). На вершине конструкции из восьми пересекающихся стрельчатых арок покоится купол в форме Казанской шапки - короны ханов, хранящейся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Четыре основных минарета высотой 55 метров и четыре малых сияют, как и встарь, серебряными полумесяцами. Помимо самой мечети, комплекс включает в себя музеи исламской культуры Поволжья и древней рукописи, библиотеку, издательский центр и управление имама.

До поездки в Казань я мало что знал об этом городе. И слово Казань у меня ассоциировалось исключительно с Кремлем. Как-то так и получилось, что самым красивым для меня местом и оказался этот уникальный объект.

Кремлевский холм, с трех сторон окруженный водой, идеально подходил для возведения крепости. Первые укрепления булгарских племен появились здесь, на высоком берегу реки Казанки, на рубеже Х‒ХI веков. Потом была Золотая Орда, Казанское ханство, которые возводили свои укрепления. До наших дней ни одно из ханских сооружений не сохранилось.

Когда в середине XVI века Казанский кремль стал русской крепостью, православные церкви строились на местах «средоточия неверности», то есть буквально на руинах мусульманских построек.

Фотографии и текст Антона Петруся

1. После завоевания Казани Иван Грозный отправил в город псковских зодчих. Они начали застройку кремля. Сначала основная часть сооружений - башни и храмы - возводилась из дерева. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины - в 1596 году на месте деревянного храма.

Из волжского известняка псковичи соорудили стену длиной в 300 саженей. Она охватывала Спасские ворота, северо-восточную часть Кремля до поворота к востоку и часть северо-западной стены. Остальные 578 саженей остались дубовыми и уже позже были заменены камнем. Эти же мастера построили кремлевские башни с круглыми бойницами и зубчатыми стенами.

2. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины - в 1596 году на месте деревянного храма.

3. За долгую историю храм пережил множество реконструкций. В мае 1836 года собор посетил Николай I. После императорских распоряжений собор был расширен и превращен в зимний. Его посещали Пётр I, Екатерина II и почти все члены императорского дома, а также Радищев, Пушкин, Рахманинов. Не раз здесь пел в церковном хоре Федор Шаляпин.

4. А вот Казанская Пизанская башня - падающая башня Сююмбике. Существует красивая легенда, согласно которой Иван Грозный предложил выйти за него замуж царице Сююмбике. Та в ответ пообещала сделать это в обмен на башню, с которой она в последний раз хотела попрощаться с любимым городом. Башню построили за 7 дней (в день по ярусу, всего у башни 7 ярусов), после чего царица забралась на башню и скинулась с неё. В ту сторону куда она упала, и наклонена башня. Легенда, но красивая).

5. Комплекс пушечного двора.

6. В дни нашего приезда в Казань частенько лил дождь. Зато какие он нам дарил сюжеты с отражениями)

8. Мечеть Кул Шариф. Построена мечеть на территории Казанского кремля, торжественное открытие состоялось 24 июня в 2005 году, как раз к 1000-летнему юбилею Казани. Это был наиболее крупный объект, построенный к юбилею города. На момент открытия мечеть была объявлена как самая крупная мечеть в Европе, однако, на самом деле она не являлась таковой. Это скорее музей и символ ислама.

9. Деньги на строительство мечети, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций. Высота четырех больших минаретов - 57 метров, есть еще два малых, центрального купола мечети - 39 метров, его диаметр - 17,5 метров, основание мечети - 22×22 метра. Общая площадь участка, который занимает мечеть - 19 тысяч квадратных метров. Купол мечети напоминает шапку-корону, «Казанскую шапку». Такие шапки раньше носили казанские ханы. По этому же принципу были спроектированы купола не менее знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь взятия Казани.

10. Мы попали в Кремль на День города, народу была просто тьма. Очень приятно, что на территорию Кремля можно заходить свободно в любое время суток. И при этом абсолютно бесплатно.

11. Спасская башня - главная башня Казанского Кремля. Первоначально она и передняя часть стены, что показана на фото, были построены раньше всех псковскими мастерами. Первоначально там находилась церковь. Долгое время перед ней был большой ров, который засыпали в XVIII веке.

12. Вот это красивое здание - Министерство сельского хозяйства Республики Татарстан. Очень хорошо просматривается со смотровой площадки, позади Благовещенского собора. Перед днем города там монтировали сцену.

13. Традиционный ракурс на собор и мечеть. Две религии в одном флаконе.

15. Центральный выход (он же и вход) в Кремль - Спасская башня.

16. - одно из самых красивых мест в Казани, которое нам удалось посетить. Архитектура мечети воссоздает разрушенную много веков назад соборную мечеть аль-Кабир (13 век), которая находилась в городе Булгар.

Комплекс мечети Кул-Шариф стал не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

17. Мечеть строилась на спонсорские, бюджетные средства и пожертвования граждан. Имена всех жертвователей, как частных лиц, их более 35 тысяч человек, так и организаций, более 600, занесены в 5-томную книгу Памяти. Мечеть открыта для посетителей постоянно.

18. В главном молельном зале просто невероятно красиво. Светло, дышится легко. Он поражает своими размерами.

19. Мечеть может вмещать в себя около 1 500 человек, а на площади могут разместиться до 10 000 человек. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.

20. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. Стоит отдельно упомянуть, что ковры ручной работы. Две тысячи квадратных метров!

21. Потолок в мечети оформляли художники из Художественного Фонда Республики Татарстан. Рисунки, выполненные на холстах, впоследствии были подняты на потолок.

22. В мечети хранится часть кисвы - традиционное покрывало Каабы из чёрного шелка с узором золотыми нитями, закрывающее стены Каабы.

23. Окна в зале высокие и узкие, на концах - стрельчатые арки, которые заполнены цветными витражами.

24. На куполе внутри мечети арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас», а на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена пророков.

25. Все осветительные приборы, в том числе и огромная люстра, которая висит под куполом (вес люстры - 2,5 тонны), изготовлены в Чехии (это то самое знаменитое чешское стекло) по эскизам татарских художников. При ее изготовлении использовано цветное стекло и хрусталь, некоторые лепестки позолочены.