Деревянные церкви и храмы России – фото и описание. Русские деревянные храмы


Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.


Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).


Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.


Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост



Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом - деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.


Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.


Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.


В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали



В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.


Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.


3. Церковь Всех Святых в Сургуте



Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере



Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось - только на другом берегу.


Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями - храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.


Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, - видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние - ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину... Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, - стильная красота церкви - спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль



Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах



Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.


Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Храм Владимирской иконы Божией


Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье



Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.



Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская


Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена. Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки. Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки. Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г. За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.
В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы , цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.


Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее "Витославицы", что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.


Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры "Витославицы" в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря. После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг. Церковь отправилась в Париж на выставку "Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней". Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день. Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.


Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины. Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.
Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей. При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства. Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию". Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга. Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий. Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в., все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы - часто из дуба или лиственницы. Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей. Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный "стандарт" - при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см). Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).
Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления - "чашки". На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.


Соединение бревен сруба "в обло"

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом. Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой "в обло", и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая - около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м. Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении столетий.


Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет. Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.
Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей. Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными - сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан. Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий.


Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага . Рисунок взят с интернет-ресурса .

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары - полати. Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими - сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в., когда печь ставилась при входе, у задней.

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки - полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв. еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и "святой", "красный" угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы. Рисунок взят с интернет-ресурса , он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс - пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того "заволакивались" доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.
Итак, изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.
Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы. Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. "Белое" отопление - печь с трубой - большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год), более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.
Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши.



Дымники (дымницы) - прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы



Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.



Фотография сохранившегося дома из книги "Русское деревянное зодчество"

Дом Ворониных (ранее – Меховых) - расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья. Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй. По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.


Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: "Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату. Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом. Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь".


Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – "ИНМ".
Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы. Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры. Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.


Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения. Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства. А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.
Как и следовало ожидать, статус "Охраняется государством" не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.


Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа - уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних


Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг , многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам .

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.
Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов , Михаил Николаевич Шаромазов , художник и реставратор Людмила Лупушор , историк и создатель Музея "Невьянская Икона"

Дыхание истории, рукотворное свидетельство о великих мастерах древности – все это деревянные церкви и храмы России.

Памятники древнего зодчества манят своим величием и одновременной простотой, деревянные церкви и храмы России – это уникальные строения, способные воплотить величие обители Бога в крестьянской избе.

В современном мире также не отказались от строительства храмов из дерева. Многие из них находятся в столице России и других славных ее городах.

Деревянные храмы Руси

Большинство древних храмовых построек сохранились на севере страны, но находятся в плачевном состоянии. Памятники архитектуры охраняются ЮНЕСКО, как историческое наследие. В настоящее время речь идет о вероятности полной утраты этих уникальных строений.

Самая старая деревянная церковь в России

Церковь Воскрешения Лазаря в Карелии – самый древний памятник архитектуры. Небольшое, потемневшее от времени строение напоминает больше деревянную избу древних селян, только купол с крестом указывают на то, что это церковь. Строение возведено по всем канонам древнего русского зодчества.

Храм находится на территории исторического заповедника «Кижи», в нем сохранились иконы на липовых досках, датированные XVI тысячелетием. Церковные службы в храме не проходят, постройка используется как туристический объект.

Деревянные церкви в Москве

Столица России богата как старинными, так и современными деревянными церквями.

Церковь Георгия Победоносца . Год основания – 1685. Это величественное деревянное трехъярусное строение.

Является главным архитектурным памятником заповедника Коломенское.

Храм Сергия Радонежского, расположенный в Зеленограде основан в 1998 году. Простое одноэтажное здание, увенчанное большим и малым куполами.

Церковь действующая.

В Раево в 1997 году был возведен деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Строение создано в соответствии с архитектурными канонами XV века.

Деревянный храм без единого гвоздя

Гордость Карелии – храм Преображения Господня. Его уникальность — постройка без использования гвоздей.

Имена великих мастеров древности история не сохранила. Храм был воздвигнут в 1714 году.

Храм высотой 37 метров насчитывает 22 купола различной величины. Все тело храма как бы стремится ввысь, в небеса.

В настоящее время здание находится на реставрации. Открыть его для прихожан и туристов планируют в 2020 году.

Деревянный суздальский храм

Никольский храм в Суздале был перевезен из Владимирской области и восстановлен архитектором М. М. Шароновым. Изначально храм был основан в 18 веке в селе Глотово, а в 1960 году властями было решено перевезти его на новое место и реставрировать.

Церковь возвели в западной части Суздальского кремля. Строение в деревенском стиле гармонирует с пейзажами сельской местности. Основа здания – клеть из тесаных бревен, аналогичная простым русским избам. Венчает храм небольшой купол с крестом.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово Ленинградской области с 1493 года существует храм Георгия Победоносца. В 1993 году была проведена реставрация, вид строения был полностью сохранен.

В наше время это все еще действующая церковь, в которой проходят богослужения.

В окрестностях Петербурга расположены и другие деревянные церкви:


Всего насчитываю более полусотни действующих деревянных церквей в Ленинградской области.

Современные деревянные церкви

В XXI веке верующие и меценаты не отказываются от возведения церквей из дерева. Храм Рождества Иоанна Предтечи в поселке Глебычево – прекрасный пример современной архитектуры.

Год основания – 2007. Создатели полностью сохранили стиль дореволюционных храмов.

Первая деревянная церковная новостройка, воздвигнутая в 1995 году – храм в честь Державной иконы Божьей Матери в Москве.

У этого храмового сооружения есть одна особенность: для колоколов не оборудована отдельная звонница, они подвешены под куполом нового храма.

Онежский остров с церквями из дерева

Уникальная природа острова Кижи и Онежского озера привлекают туристов. Но не только этим славен остров. Самые древние деревянные церкви России построены именно в этом месте.

Храмы и часовни острова Кижи:


Комплекс церквей острова Кижи включен в Фонд Всемирного Наследия. Эти храмы относят к особо ценным архитектурным памятникам России.

Старинные и величественные, древнейшие церкви и монастыри столицы - памятники архитектуры и кладезь многовековой истории. О них как минимум стоит знать, ну а лучше всего - посетить. Подробнее - в материале портала «ЗаграNица»

Данилов монастырь

Мужской православный монастырь основал в 1560 году царь Иван Грозный на том самом месте, где, по преданию, находилась старинная обитель, которую заложил князь Даниил Александрович в конце XIII - начале XIV века. Считается одним из самых древних храмов Москвы.

Возведенный в 1560 году главный собор перестраивали и в середине XVII столетия, и в 1729 году, когда его фасады дополнили элементами нарышкинского барокко. В стенах обители долгое время хранились мощи князя Даниила Московского. Отдельного внимания заслуживает и Надвратная церковь Данилова монастыря с ее ценными колоколами даниловской звонницы.


Фото: bankgorodov.ru

Адрес: ул. Даниловский Вал, 22

Храм Космы и Дамиана в Шубине

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине был построен в 1626 году, после того как сгорела стоявшая на этом месте деревянная церковь, стены которой помнили самого Дмитрия Донского.

Строение неоднократно восстанавливалось после пожаров и разрушений, но революцию пережило с трудом: храм разорили и закрыли, разобрали колокольню и даже поставили вопрос о его сносе в 1958 году. Разрушения, к счастью, удалось избежать. В 1970-х годах здание церкви было отреставрировано, а возобновить богослужения удалось только в 1991 году.


Фото: mos-churches.ru

Адрес: Столешников пер., 2

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках

Церковь Георгия появилась на этом месте неспроста: в давние времена здесь находилась «Коровья площадка», где торговали крупным рогатым скотом, которому и покровительствовал великомученик. Деревянный храм «у Коровьей площадки» начал упоминаться с 1460-х годов, а в начале XVII столетия уже была возведена каменная церковь.

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках состоял из

двухъярусного четверика с пятью главами, трапезной и колокольни с шатриком (к слову, известной как первое в столице сооружение такой конструкции). В 1932 году церковь закрыли, в ее помещениях разместилось общежитие НКВД, а позже она просто стояла заброшенной. Строение передали православной общине лишь в 1993 году, и благодаря длительной реставрации храм удалось возродить.


Фото: bogoyavlenskoe.ru

Адрес: Лубянский пр-д, 9, стр. 2

Зачатьевский монастырь

Зачатьевский монастырь был основан в 1360-х годах митрополитом Алексием (Бяконтом) и по праву считается самым старинным женским храмом города. Называлась обитель и Зачатьевской (первый деревянный храм освятили во имя Зачатия святой Анны), и Алексеевской (в честь основателя).

Монастырь буквально сожрал огонь, причем не единожды, а после пожара в 1547 году его даже перенесли на новой место (туда, где сейчас находится храм Христа Спасителя). Уже в 1584 году на прежнем месте церковь была восстановлена силами царя Федора Иоанновича, однако снова серьезно пострадал от огня в начале XVII столетия. Почти весь ХХ век обитель была закрыта, пока в 1991 году не началось ее возрождение и в 1995 году он не открыл свои двери для прихожан как Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь.


Фото: zachatevmon.ru

Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

Этот древний православный храм был возведен в 1673–1676 годах при усадьбе, принадлежавшей боярину и дипломату А. С. Матвееву. На протяжении первой половины XIX века церковь перестроили, возвели трапезную и колокольню, устроили престол во имя преподобного Григория Декаполита, сделали ограду из камня.

Большая часть обители построена согласно стилю XVII столетия: с пятиглавыми четвериками и горкой кокошников, фасадами в белокаменной резьбе и с роскошными оконными наличниками в лучах. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни оказался закрытым в 1941 году, богослужения удалось возобновить лишь в 1989-м, тогда же продолжилась и реставрация строений.


Фото: Berdasova Maria

Адрес: Рябиновая ул., 18

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Тихвинская церковь расположилась в маленьком скверике у станции метро «ВДНХ». Пятиглавый храм из красного кирпича заложили в 1673 году по велению царя Алексея Михайловича в дворцовом селе Алексеевское. Ходят слухи, что под храмом Тихвинской иконы Божией Матери был переход прямиком в царский дворец. Интерьеры церкви тоже можно было назвать царскими: в помещениях находились молельни для царя и царицы с особыми входами с гульбища, сохранившиеся до сегодняшних дней.

В начале ХІХ столетия Тихвинская церковь была разграблена, ее помещения обустроили для склада провианта и конюшни. Но даже несмотря на это, храму удалось сохранить большую часть старинных икон и иконостас. Это одна из немногих обителей, которой удалось не закрыться в советский период. Церковь отремонтировали в 1945 году, а на протяжении 1970–1980-х годов провели ее реставрацию, во время которой были обнаружены древние настенные росписи.


Фото: margaritka.tourister.ru

Адрес: пр-т Мира (дублер), 130

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Храм, возведенный на берегу Москвы-реки у Китайгородского проезда - одна из древнейших приходских церквей столицы. Была построена она в средине XVI века. Фасады Церкви Зачатия Анны, что в Углу, завершали трехлопастные арки, покрытые чернолощеной черепицей.

К концу 1920-х годов службы в храме прекратились, интерьеры были разрушены. Но благодаря проведению реставрационных работ под руководством архитектора Л. А. Давида, были восстановлены многие элементы внутреннего и внешнего убранства.


Фото: nomad.tourister.ru

Адрес: Москворецкая наб., 3

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или на .
2014-2017 Андрей Дачник

Крещение Руси стало серьезным толчком для развития русской церковной архитектуры. Креститель Руси св. равноапостольный князь Владимир Креститель «нача ставить по градам церкви» распространяя христианство. Греческие священники, проповедовавшие православие на Руси еще со времен бабушки князя (кагана) Владимира св. Ольги , пытались принести с собой и архитектурные традиции каменного строительства из Византии. Однако большинство строящихся православных храмов все-таки рубилось из дерева, так как каменное строение на Руси встречалось редко из-за дороговизны и сложности в постройке. Наиболее значимые каменные сооружения строились иноземными зодчими (греками, а в средние века - венецианцами). О редких же в тех времена каменных храмах летописи упоминают как об очень значительных событиях. Русские же мастера прекрасно умели работать с деревом. Новые деревянные церкви ставились на местах важнейших языческих святынь: на капищах, в святых рощах, поверх сакральных камней. В послениях храмы ставились на "красных" местах - самых красивых, чаще всего на возвышениях и открытых местах.

Малая пластичность дерева как строительного материала и большое влияние на Русь культуры викингов привели к формированию русского церковного деревянного стиля, который во многом схож со стилем норвежской церковной архитектуры (крещение Норвегии Олавом Харальдссоном состоялось в 1024 году), отдельные образцы которой почти тысячелетнего возраста сохранились до сих пор. Однако нарастающие с веками строгость требований греческой православной веры заставили русских мастеров искать собственные пути развития деревянной церковной архитектуры, чтобы приблизить компоновку и внешний облик деревянных храмов к первообразу византийских церквей. Византийская архитектура представляет из себя сочетание и переработку архитектуры сирийской, малоазийской (с ее провинцией Анатолией) и, отчасти, александрийской на старой греко-римской основе. После раскола православной веры под воздействием церковной реформы (1650-е — 1660-е) патриарха Никона и царя Алексея Михайловича строительство деревянных храмов без куполов, схожих с византийскими, было запрещено. Но, как водится на Руси, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Именно поэтому мы до сих пор можем любоваться сохранившимися шедеврами северной деревянной церковной архитектуры послереформенной постройки. Но под давлением светских и церковных властей строители деревянных храмов на Руси были вынуждены искать оригинальные конструктивные решения для исполнения в дереве догматических символических требований Царства Небесного в архитектуре церквей из дерева, которые выражены в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) в следующих определениях:
«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);
«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);
«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);
«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).
В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом: квадратная форма плана и кубическая форма объема; трехмастные членения с каждой стороны; центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине; драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Каждый храм является образным воплощением догматического учения Церкви, наглядным и осязаемым выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое небо и земля, Церковь торжествующая и Церковь воинствующая, лики святых и прибегающие к их молитвенному предстательству живущие на земле члены Церкви. Храм изображает собою то святое и чистое состояние всего сущего, в котором земное и небесное пребывали до грехопадения человека, в котором теперь оно пребывает во Христе и в котором будут пребывать в вечности после второго славного пришествия Христова.

В результате стремления внести в строение деревянных церквей первообразы Царства Небесного, приемы византийского каменного строения, русская деревянная церковная архитектура, движимая талантами народных мастеров-рубщиков, с веками обрела свой неповторимый, известный ныне во всем мире архитектурный стиль. Каждый православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию.