Бой за приют 11. «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — один из самых «исторических» высокогорных отелей мира. В послевоенные годы

Приэльбрусье, часть 5. «Бочки», «Приют 11» и попытка восхождения May 27th, 2014

В пятой части отчёта мы пойдём выше. Ночёвка на «Бочках», визит – в жуткую пургу – на «Приют 11», а также попытка взойти на вершину, прерванная погодой. В общем, есть что вспомнить.

В районе 3700 метров на Эльбрусе есть целых три приюта – «Бочки», «Мария» и Leaprus. «Мария» - это несколько вагончиков на 50 метров выше бочек; Leaprus – это новый крутой приют, построенный итальянцами буквально в 2013 году (мы его видели издалека) тоже чуть выше «Бочек». Но нас интересовали именно «Бочки», потому что они – часть легенды Эльбруса. Просто в 1980-х годах на высоту 3780 метров заволокли девять жилых модулей (вагонов-бытовок) ЦУБ-2М, расширили до 6 мест и сделали из них домики.

Подняться к «Бочкам» можно на кресельной канатке. Она работает не всегда, нам приходилось и на ней ездить, и пешком ходить от «Мира».

Дорога пешком выглядит так:

Сами по себе «Бочки» - это комплекс, в который, помимо цистерн-домиков входят разные вагончики, палаточные городки (очень странно в снегу выглядят), технические сооружения, раскиданные по плоской площадке на горе.

Мы провели на «Бочках» две ночи. Первую ночевали в вагончике вот такого типа:

Внутри вагончика.

Вот вид почти от нашего вагончика на «Бочки». Справа вагончик-столовая. Кормят очень вкусно, мы прямо в полном были восторге и радости.

В столовой висят рисованные карандашом портреты всяких гидов и альпинистов. Особенно доставляет второй слева портрет.

Храм экстремальной дефекации.

Дорога к «Приюту 11».

В первый вечер была удивительно хорошая погода, сменившаяся лютым нечеловеческим бураном с заносами.

Вид на кафе «Бочек».

Современное блочное кафе стоит на фундаменте явно довоенного происхождения – из неровных камней и деревянных балок. Так же построена бывшая дизель-станция 1939 года при «Приюте 11». Происхождения этого фундамента я в сети не нашёл. Это фото сделано во второй наше пребывание в «Бочках», уже буран, видимость метров 50.

Но в хорошую погоду отсюда великолепные виды.

Мы выше виденной нами в первом отчёте обсерватории Пик Терскол.

Минутка самолюбования.

Как сделать селфи в горах: краткая инструкция от Дины Б.

Вторую ночь мы жили непосредственно в бочке. Снег у входа.

Отдельно стоящая цистерна.

Второй храм экстремальной дефекации. За ним – какой-то вечный недострой.

Я у цистерн.

Внутри каждой цистерны есть тамбур и 6 спальных мест.

Когда одна опора падает, её так и оставляют.

Какая-то адская хижина – кто-то когда-то построил, и ничего, эксплуатируется.

На второй день в целях акклиматизации мы пошли смотреть на то, что осталось от легендарного «Приюта 11», сожжённого долбоёбами в 1998. Была метель, видимость была так себе.

Это наш гид Антон. Очень прикольный персонаж, альпинист и гид в третьем поколении. Когда Антон идёт, он в голос поёт (а нам, простым, даже говорить тяжко на таких высотах) всякие ритмичные песни, причём в основном клёвые, свой человек. Очень хотелось подпевать песням Олега Медведева, но не получалось. И e_vin , привет тебе, «Корсары» там тоже были.

Тем временем погода ухудшалась, а видимость скатывалась к нулю.

Камраден стали похожи на зомби во время химической войны.

Где-то в районе 4000 метров мы растянули флаг «Популярной механики».

А потом пришли, наконец, к «Приюту 11» (4130 м). Собственно, самого приюта, построенного в 1939 году, уже нет. Зато сохранилось новоперекрытое здание, которое некогда было при нём дизель-станцией. Сейчас там какая-то администрация сидит, и переночевать можно.

Ратрак стоит.

Очередной храм экстремальной дефекации.

Делаешь такой своё дело, а рядом – бездна.

Кладка 1930-х годов.

Сам приют бы чуть выше. Там, где фундамент 2001 года постройки виден, там он и был.

Если кто не знает, то «Приют 11» выглядел вот так – очень была стильная штука в стиле то ли авангарда, то ли конструктивизма.

Вид сверху на бывшую дизель-станцию.

В 2001 году начали строить новый «Приют 11». Но это, как известно, Россия. Поэтому деньги распилили и ничего, кроме фундамента, не построили.

Помимо фундамента, тут есть скала памяти павших альпинистов.

Таблички очень разные, повешены в разное время. Вот соседствует мемориальная доска защитникам Кавказа и доска в память об инструкторе Сане Трофимове, погибшем на спуске в 1995 году.

Слегка безумные люди раскладывают около «Приюта 11» палаточный лагерь. Видимости никакой, метель, жесть. Антон радостно рассказывает о том, что снежная пещера безопаснее палатки, разве что по ней может, не заметив, проехать ратрак.

По ледяным наростам на камнях можно понять направление ветра.

Напоследок мы ещё разок сфотографировали флаг «ПМ» на фоне станции.

По дороге назад к «Бочкам» мы нашли замёрзшую бабочку. Впоследствии мы находили ещё много таких – их заносит сюда восходящими потоками, и они уже не могут спуститься вниз, погибают тут.

Идём вниз. Встречаем идущих вверх.

По дороге я снял классическую трещину-трупосборник. Ледник подтаивает, обнажается. Провалиться в такую трещину – и всё, бай. Чтобы вы представляли себе масштабы, скажу, что человек может вот в эту трещинку посередине провалиться, не коснувшись краёв. Это снято на максимальном зуме.

Вид снизу на приют (сделан в другой день, когда было чуть яснее).

Последняя часть нашей эпопеи – это восхождение. Оно, прямо скажем, не задалось, потому то 9 мая был лютым днём, когда МЧСники всех разворачивали на 5200 и дальше не пускали. И немудрено, потому что во время восхождения я сделал самую гениальную фотографию в своей жизни. Итак, вид на Эльбрус 9 мая 2014 года.

Камраден.

Когда ветер чуть сдувал метель и туман, в течение секунд что-то было видно. Ёрл вот поднимается. Это где-то на 5000.

Шли от вешки до вешки, в молоке. Когда спускались обратно, вешек от одной до другой видно не было, мы растягивались в цепочку и кричали друг другу: «Вижу! Ко мне!»

А это поднимаются спортсмены-скайраннеры. Они от поляны Азау до вершины доходят за 3,5 часа – но в тот день их тоже на 5200 разворачивали.

Судейский чекпойнт. Тут мы отдыхали перед спуском.

В общем, все окрестности я изучил и в следующий раз буду готов. Пойду в сезон (июль-август), никакого больше мая с его переменчивой погодой. Потому что горы, чёрт бы их побрал, не отпускают. Надо взойти.

Все кто имеет хоть малейшее отношение к понятиям горы, альпинизм и вершина Эльбрус - знают значение словосочетания - «Приют 11-ти». На протяжении многих десятилетий (1939-1998) на склоне Эльбруса на высоте 4200 м. стояло здание гостиницы, приюта, убежища для восходителей планирующих восхождение на Эльбрус или спасающихся от «крутых» непогод Эльбруса. История строительства здания бывшего в свое время самым высокогорным отелем, и особенно с автором его проекта, как и многое другое в истории отечественного альпинизма покрыта находилось в неизвестности, опутано загадками и просто выдумками. Целью данной публикации является попытка снятия отдельных темных пятен этой истории и главное – по мере сил и возможностей показать, кто и как был связан с этим неординарным строительством. История освоения Эльбруса тесно связана с мало знакомой даже сегодня фамилией Председателя Кавказского Горного Общества (КГО) Лейцингера Рудольфа Рудольфовича. Урожденный горной страны Швейцарии, в раннем юношеском возрасте Лейцингер страстно заболел Кавказскими горами. В 19-летнем возрасте (1863) он уезжает в Россию и через несколько лет становится видной фигурой в промышленных и финансовых кругах. Получив основательную базу, Лейцингерв 1888 году уезжает на Северный Кавказ и обосновывается в Пятигорске. Его жизнь в Пятигорске постоянно тесным образом будет связана с понятиями горы и альпинизм. Он являлся инициатором создания КГО (вскоре А.К.фон Мекк – председатель РГО) предоставляет для КГО статут филиала Российского Горного Общества. Кроме активной и плодотворной деятельности на благо ставшего родным города Пятигорска – он обустроил знаменитый Цветник, проложил первую линию трамвая, являлся основателем товарищества пивоваров Пятигорска, а построенную усадьбу по сути дела отдал под штаб-квартиру (учебные классы, методический кабинет и пр.) созданному его усилиями Кавказскому Горному Обществу. На территории усадьбы был впервые в России открыт туристический лагерь для детей приезжавших из разных губерний страны. По его инициативе, Общество стало обустраивать пешеходную тропу Пятигорск-Эльбрус, было построено несколько небольших, но столь необходимых горных приютов-хижин, появились указатели и разметка пройденного и оставшегося пути. Одним из самых удивительных дел которое нашло полную поддержку, как от местных, так и от центральных Российских властей, стало введение в практику Общества, а затем и во все учебные заведения Сев. Кавказа и России в целом – т.н. ученических экскурсий. Так в те времена назывался местный туризм, очень похожий на краеведение. В практику сдачи выпускных экзаменов в военных училищах в приказном порядке были введены предметы ориентирования на местности, правила проведения походов и т.д. В 1909 году одна из групп экскурсантов КГО (11 человек) совершая плановый поход на Эльбрус в районе скальной гряды, где впоследствии будет возведено здание «Приюта 11-ти», устроила временный лагерь, а на скалах сделали надпись – «Приют 11-ти». Группа имела небольшой запас краски для того, чтобы на вершине Эльбруса сделать памятную надпись на камнях. Через 20 лет, летом 1929 года известный российский альпинист В.А.Раковский построил на этих скалах деревянную обитую железом хижину и переносит на нее надпись – «Приют 11-ти». А на «Кругозоре», усилиями Пятигорского КГО появилось первое сооружение - каменная хижина полуземлянка. В 1932 году на месте хижины Раковского встает новое сооружение – хижина-отель с тем же названием. Это уже было довольно просторное здание на 40 человек. В хорошую погоду разрешалось на плоской крыше отеля ставить походные палатки. (См. фото). Автором проекта и руководителем строительства хижины-отеля стал инженер, строитель первых отечественных дирижаблей, архитектор и альпинист Николай Михайлович Попов. К этому времени Н.М.Попов уже имел некоторый горный опыт, накопленный во время горных походов и не сложных восхождений в различных районах Кавказа. Этому активно способствовал его отец Попов, профессор МГУ и страстный путешественник.

Так выглядела хижина-отель на Кругозоре в 1932 г.

Но даже появление нескольких небольших хижин-приютов не могло решить проблемы решения постоянно увеличивающегося спроса на «жилые помещения» со стороны экскурсантов и восходителей на Эльбрус. В соответствующих инстанциях стало обсуждаться предложение о строительстве нового, современного отеля на склонах Эльбруса, способного единовременно принять более 100 человек. При обсуждении кандидатуры автора проекта будущего строительства большинство высказалось за утверждение Альпиниста Попова Н.М. Он к этому времени имел солидный инженерный стаж, приниамл участие в строительстве первых советских дирижаблей, да и в горах он был не новичок. Была установлена дата ввода комплекса в строй – летний сезон 1939 года. Это был жесткий срок, а принимая во внимание отсутствие путей снабжения и проблем с подъемом грузов на высоту более 4000 метров – все это ставила серьезнейшие вопросы перед проектантами. Первыми на будущую строительную площадку (4200) поднялись архитектор-альпинист Н.М.Попов и альпинист-шуцбундовец Ф.А.Кропф. Попов имел широкие полномочия от ТЭУ ВЦСПС для окончательного выбора места под строительство отеля. Кропф был приглашен как специалист в вопросах горной безопасности. Разгоревшиеся страсти постепенно улеглись, и большинство спорщиков согласилось с выбранным местом на скалах чуть выше существующего здания «Приюта 11-ти». В середине 1937 года от площадок «Кругозора» в сторону скальной гряды потянулись караваны ишачков груженых ящиками со взрывчаткой и необходимыми геодезическими приборами. После ухода со склонов Эльбруса последних восходителей началось бурение скважин и геодезические съемки местности. А вскоре окрестности огласились мощными взрывами – это взрывники начали работы по подготовке колованов под фундаменты будущих зданий. В процессе транспортировочных работ перед руководителями строительства встала серьезная проблема, чтобы обеспечить стройку всем необходимым только на доставку грузов понадобиться порядка пяти лет. Установленные сроки этого не предусматривали. Выход нашел инженер Н.М.Попов. Одновременно с началом подготовительных работ на стрпойплощадке,было решено немедленно приступить к строительству тракторной дороги от поселка Терскол по склонам массива Гарабаши, через «Новый Кругозор» (так была названа поляна находившаяся приблизительно на одной высоте с «Кругозором») и пройти через среднюю часть Терскольского ледника. Дорога кончалась на высоте примерно на высоте 3800 м. Дальше ее путь продолжался по ледникам и фирновым склонам. Этот участок имел протяженность всего в 4 км, против 7 км, если бы ее повели через «Старый Кругозор». Да и рельеф здесь был намного ровнее и положе.


Теперь к «Кругозору» легко и быстро можно подняться в кабинке канатной дороги.

Ранней весной 1938 года началось строительство гостиницы. Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги) и старым «Приютом 11-ти» навели надежные мосты через ледниковые трещины, и по вечным снегам потянулись караваны с различным строительным грузом. На чем только не везли грузы, здесь были обычные русские сани с подсанками, на которых лошади перевозили длинные детали, быки тащили волоком тяжелые бревна и маленькие ишачки под вьюком и люди несшие грузы, которые по разным причинам нельзя было иначе доставить наверх. График движения был выбран необычным – начиная с самого раннего утра все что могло двигаться устремлялось наверх до тех пор пока утреннее солнце на распустит накатанную снежную дорогу. Днем все отдыхали, принимали пищу, дожидаясь ночных морозов которые быстро сковывали «раскисшую» за день дорогу и все, что могло двигаться – снова устремлялось наверх в сторону стройплощадки. Этот график оказался самым надежным, что позволило очень скоро приступить к возведению самих зданий. Для перевозки грузов была попытка применения трактора, но первый же железный «конь» автобусов. Их верхняя часть была скруглена, чтобы надежно противостоять мощным зимним (да и не только – зимним) ветрам и штормам. Для их ветронепроницаемости они были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа. Первый из дикого камня, второй и третий - каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру зданий под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты. Санная дорога прекратила свое существование глубокой осенью после того как ее засыпали осенние снегопады. Отделка внутренних помещений продолжалась до глубокой зимы, и только суровые морозы заставили прекратить работы и увести вниз всех рабочих. На следующий год работы возобновились, как только была восстановлена снежная дорога. Осень 1939 года стала радостным событием для всех работников, принимавших участие в строительстве комплекса – гостиница приняла первых посетителей. На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На 2 и 3 этажах были жилые помещения. Комнаты своими формами и оборудованием очень напоминали каюты кораблей, это подчеркивали и откидные двух ярусные полки вагонного типа. Комнаты были рассчитаны на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись рундуки. Стены и потолки отделаны линкрустом, паркетные полы покрыты лаком. Под потолком светили люстры, работал водопровод, центральное отопление и канализация. На 2-м этаже была оборудована просторная столовая, одновременно принимавшая 50 человек. Одним словом, по мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель большого города. А один из его первых посетителей в шутку назвал его «Отель над облаками». В дальнейшем это меткое название так и прижилось. провалился в трещину и пришлось отказаться от такого варианта транспортировки грузов. К осени здания жилого корпуса, дизельной и котельной были практически готовы. Их формы вызывали у строителей не простое недоумение и восхищение одновременно. Их формы напоминали не полностью надутый дирижабль (сказывался опыт Н.М.Попова в строительстве дирижаблей) или походили на кузов огромных


Так выглядел «Приют 11-ти» со склонов, по которым поднимаются в направлении скал Пастухова.

Первыми жильцами нового «Приюта 11-ти» стали сотрудники Эльбрусской экспедиции АН СССР, занимавшие почти половину 3-го этажа. Там же были оборудованы и научные лаборатории. На этом же этаже были комнаты для иностранных альпинистов. С 1939 года подъем на «Приют 11-ти» производился уже через «Новый Кругозор», где построили временную турбазу и наметили строительство основной, а также по «эльбрусскому тракту», более короткому и с меньшей протяженностью ледникового пути, очень утомительного для путников. Прежним маршрутом пользовались лишь любители снежных просторов да иностранцы, имевшие на «Старом Кругозоре» свою гостиницу. В 1998 – 16 августа «Приют 11-ти» полностью уничтожен пожаром.


Горит «Приют 11-ти»

Николай Михайлович Попов - автор проекта и руководитель строительства «Приюта 11-ти» и автодороги «Терскол-Ледовая база» на Эльбрусе. Любовь к горам ему привил отец, профессор МГУ М.Н.Попов. Младший Попов впервые попадает в горы в 16-летнем возрасте. В 1932 г. на ЮЗ склонах Эльбруса работал специальный высокогорный отряд Кубанской гляциологической экспедиции II Международного полярного года (МПГ). Эта экспедиция была организована ячейкой ОПТЭ Московского дома ученых. В верховьях реки Кубани работал отряд, которым руководил проф. М.Н.Попов, а высокогорное подразделение этого отряда возглавлял его сын – Н.М.Попов. К этому времени он уже стал вполне подготовленным альпинистом. Он стал автором карты Эльбруса, вошедшей в справочник-путеводитель «Перевалы Кавказа» (Издательство «Физкультура и туризм», Москва, 1935).

На гребне пика Сталинской Конституции.(Фото Н.М.Попова)

Для более детальной разведки высокогорных областей оледенения Эльбруса, отряд Н.М.Попова в том же году на скалах барьера Уллукамского кратера Эльбруса (4047) создал «Западный Приют». После тщательной разведки южных склонов Зап. Плеча Эльбруса отряд совершил восхождение на это плечо (4911) и отсюда Н.М.Попов со своим другом Б.И.Рукавишниковым впервые с этой стороны поднялись на Зап. Вершину Эльбруса (5642). В 1935 г. Н.М.Попов в сборнике «Исследования ледников СССР. Выпуск 2-3» публикует статью - «Оледенение ЮЗ склонов Эльбруса». В 1937 г. Н.М.Попов стал участником экспедиции ВЦСПС и Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта организованной для определения альпинистских возможностей горных районов Киргизии и оказания помощи местным физкультурным организациям в налаживании учебно-спортивной работы по альпинизму. Основной спортивной задачей экспедиции (руководитель - известный ученый и альпинист А.А.Летавет) было совершение первого восхождения на пик Сталинской Конституции. 7 сентября на вершину поднялись: рук. группы И.Черепов, В.Рацек, Н.Попов и В.Мухин Выполняя вторую часть заданий по работе экспедиции, группа фрунзенских альпинистов под рук. Н. М. Попова (уч-ки: И. Оксенич, В. Рацек, Овценова, Г.И. Белоглазов) совершили первое восхождение по Зап. гребню на безымянную вершину (4370) в верховьях Ала-Арчинского ущелья Киргизского хр. Безымянной вершине группа дала название - пик Манас. В ходе работы экспедиции Н.М. Попов в качестве руководителя (участники группы Г.И. Белоглазов и В.И. Рацек), совершил восхождение на пик Караколькский (5251) по СВ гребню 4Б к.с. и в группе И.А. Черепова - п/в на пик Нансена (5700) по ЮЗ гребню 4Б к.с. Работы на ледниках Эльбруса показали Н.М.Попову новое направление его деятельности в горах – с 1940 года он начал систематическое изучение Аксаутского района (Зап.Кавказ) и продолжил свои изыскания в 1945-1947 и 1949 гг. По результатам этих походов и восхождений была опубликована статья Н.М. Попова «Аксаут (1940-1949)» в ежегоднике «Побежденные вершины» за 1950 г. В ряду совершенных восхождений Н.М.Поповым выделяются: Кулак-тау (4060) п/по Вост. гребню.3Б к.с. в связке с Л.Гутманом Уллу-кара (4302) 3А к.с. с пер. Кашкаташ с Чекмаревым и Скорняковым Тихтенген – Гл. вершина с Гутманом Джайлык-баши (4537) 4А к.с. с Л. Надеждиным, В. Назаровым. Замок в Гвандре (3930) траверс с СВ на ЮЗ (4А к.с.) в связке с Н. Веревкиным Кара-кая в Аксауте (3896) по Сев. ребру 3Б к.с. в связке с Н. Булгаковым. 1937 г. Н.М.Попову было присвоено звание «Мастер советского альпинизма». В послевоенное время НМ Попов активно взялся за восстановление альпинистской секции МГУ (родного университета отца), уделяя основное внимание подготовке новых инструкторских и тренерских кадров. Он принимал участие в организации и проведении четырех Альпиниад МГУ.

    ✪ Эльбрус. Приют 11.

    ✪ Пожар на Приюте 11.

    ✪ [Блог] Зимнее восхождение на Эльбрус. Приют 11- Нижние скалы Пастухова #3

    ✪ ПРИЗНАКИ ГОРНОЙ БОЛЕЗНИ И КАК БОРОТЬСЯ. АККЛИМУХА НА СКАЛЫ ПАСТУХОВА. ЛАГЕРЬ ПРИЮТ 11 НА ЭЛЬБРУСЕ #2

    ✪ Восхождение на Эльбрус ч.4 Мексиканец, Приют одиннадцати и вечерняя истерика.

    Субтитры

    Предыстория

    Место, где расположен Приют 11, получило название в 1909 году . В 1909 году одна из групп экскурсантов Кавказского горного общества (КГО), основанного в Пятигорске Р. Р. Лейцингером, в составе 11 человек совершая плановый поход на Эльбрус установила временный лагерь в районе скальной гряды, где впоследствии будет возведено здание «Приюта 11-ти». Группа имела небольшой запас краски для того, чтобы на вершине Эльбруса сделать памятную надпись на камнях, и этой краской на камнях, где был их лагерь, была сделана надпись «Приют 11». Через 20 лет, летом 1929 года, известный российский альпинист В. А. Раковский построил на этих скалах деревянную, обитую железом хижину, и перенёс на неё надпись - «Приют 11-ти». Это было довольно просторное здание, способное вместить 40 человек.

    Строительство трехэтажного высокогорного отеля

    Автором проекта и руководителем строительства высокогорного трёхэтажного отеля, способного единовременно принять более 100 человек, на месте этой хижины был инженер, строитель первых отечественных дирижаблей, архитектор и альпинист Николай Михайлович Попов. Место для строительства нового здания было выбрано чуть выше существовавшей на тот момент хижины. Строительство гостиницы началось ранней весной 1938 года. Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги на Эльбрус) и старым «Приютом 11-ти» были наведены мосты через ледниковые трещины, через которые шли караваны с различным строительным грузом. Доставка грузов начиналось с самого раннего утра, пока солнце не растапливало накатанную снежную дорогу. К осени 1938 года здание жилого корпуса, дизельная и котельная были практически готовы. Здание гостиницы напоминало по форме дирижабль. Верхняя часть была скруглена, чтобы противостоять мощным ветрам и штормам. Для ветронепроницаемости стены были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа: первый - из камня, второй и третий - каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру здания были проложены специальные теплоизоляционные плиты. Отделка внутренних помещений продолжалась до глубокой зимы, когда с наступлением морозов пришлось прекратить работы и увести вниз всех рабочих. На следующий год работы были возобновлены и осенью 1939 года гостиница приняла первых посетителей.

    Устройство гостиницы

    Приют одиннадцати в течение многих лет имел статус самой высокогорной гостиницы Европы. На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На втором и третьем этажах были жилые помещения. Комнаты были оборудованы откидными двухярусными полками вагонного типа и были рассчитаны на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись сундуки. Стены и потолки были отделаны линкрустом , а паркетные полы покрыты лаком. Под потолком светили люстры. Было сделано центральное отопление, работал водопровод и канализация. Имелась кремлёвская «вертушка » и баня (разрушена во время Великой отечественной войны). На втором этаже была оборудована просторная столовая, одновременно принимавшая 50 человек. По мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель. Один из его первых посетителей в шутку назвал его «Отель над облаками». В дальнейшем это название так и прижилось.

    В годы войны и послевоенная история

    Военные действия в районе Приюта Одиннадцати

    17 августа 1942 года немецкие горные стрелки, проникнувшие в Приэльбрусье через перевал Хотютау, под командованием капитана Грота без единого выстрела заняли Приют 11 . В этот день 17 августа 1942 года на приюте 11 находились начальник метеорологической станции А. Ковалев, его жена - метеоролог З. Ковалева и радист Я. Кучеренко. Метеорологи продолжали работать на станции, так как никаких указаний из Пятигорска не поступало. В этот же день из Баксанского ущелья к ним поднялась группа разведчиков в составе трёх человек, посланная командованием советских подразделений, находившихся в то время в Баксанском ущелье. Около 10 часов зимовщики и разведчики заметили, что с перевала Хотю-Тау движется колонна немецких егерей. Часть из них направилась к Старому Кругозору, другая - к Приюту Одиннадцати. Учитывая неравенство сил, они решили спуститься в Баксанское ущелье, захватив с собой наиболее ценное оборудование. Под покровом облаков в обход «Старого Кругозора» они незамеченными спустились в Азау . По немецкой версии событий этого дня, вызывающей большие сомнения, приют оборонял отряд киргизских горных стрелков с русскими командирами в составе 45 человек. Командир немецких егерей капитан Грот с белым платком в руке, без оружия, поднялся к приюту и якобы уговорил оборонявшихся без боя покинуть приют . Так или иначе, приют 11 был занят немцами без единого выстрела.

    Заняв гостиницу немецкие егеря совершили восхождения на Эльбрус и установили там нацистские флаги. Гитлеровская пропаганда использовала это символическое событие, как демонстрацию победы на Кавказе. Однако фактически Кавказ не был покорён. Практически все перевалы Главного Кавказского хребта успешно обороняли советские войска, не пропустив противника к Чёрному морю. В последующем советские войска предпринимали неоднократные попытки выбить немцев с Приюта Одиннадцати . Однако, благоприятные для оборонявшихся условия местности и хорошо укреплённые позиции немецких войск не позволили это сделать. Всего в боях за приют погибло около сотни советских солдат.

    После поражения немецких войск под Сталинградом обстановка на Кавказском фронте сильно изменилась. Немецкие войска были вынуждены оставить Кавказ из-за угрозы окружения. 10-11 января 1943 года немецкие горно-стрелковые части покинули верховья Баксанского ущелья и ушли с Приюта Одиннадцати.

    Группа советских альпинистов, воевавших на Кавказе, в составе 20 человек под руководством А. М. Гусева поднялась на Приют Одиннадцати 9 февраля 1943 года для выполнения приказа командования Закавказского фронта по снятию нацистских знамён с вершин Эльбруса. Здание приюта было повреждено бомбами, фасад его весь изрешечен пулями, исковеркан осколками, крыша с дизельной станции снесена взрывом. Все это - следы ударов с воздуха. Метеорологическая станция была разрушена немцами. Здание частично было забито снегом, так как егеря выломали рамы на дрова. В скалах вокруг приюта валялись боеприпасы и исковерканное оружие. Повсюду видны были многочисленные полуразрушенные укрепления и огневые точки. Продуктовые склады оказались взорванными или были залиты керосином.

    13 февраля 1943 в условиях плохой погоды были сняты остатки установленных немцами знамён с Западной вершины, а 17 февраля - с Восточной вершины.

    В послевоенные годы

    В 1949 году «Приют Одиннадцати» был передан в аренду на пять лет Академии наук СССР . В том же году дорожники заново построили автомобильную дорогу между Терсколом и «Ледовой базой», разрушенную за годы войны оползнями и обвалами. В это же время приступила к восстановлению Ледовой базы и Приюта одиннадцати. Ремонт и реконструкция Приюта одиннадцати потребовали значительных усилий .

    В 1950 году на Старом Кругозоре выстроили каменный домик, служивший промежуточной базой при подъёме на Приют Одиннадцати, и восстановили приют на седловине Эльбруса, для ремонта которого доставили около двух тонн разных стройматериалов.

    Осенью 1951 года от Терскола до Приюта Одиннадцати протянули линии высоковольтной электропередачи. Провода ЛЭП были изготовлены по специальному заказу из стального 8-10-миллиметрового троса для того, чтобы они могли выдержать ураганные ветры. Опоры ЛЭП проходили по леднику. В 1952 году ЛЭП была разрушена из-за зимнего передвижения ледника. Отдельные мачты провалились в трещины и на поверхности ледника были видны только их верхушки. К зиме 1952 года

Сегодня планировалось подняться до Приюта Одиннадцати, и решить, что делать дальше. Казалось бы, чего ещё решать-то? Но ситуация была, по правде сказать, удручающая. Всё время, что мы находились здесь, Эльбрус так и не показался из-за облаков. Не добавлял оптимизма и высотный прогноз погоды, вывешенный у входа в один из пунктов проката снаряжения. На всю предстоящую неделю на вершине не обещали ничего, кроме беспросветной облачности и ветра от 20 до 35 м/с (по ветрохолодовому индексу температура, к примеру, -5 при таком ветре эквивалентна -38). Подниматься на вершину в белом мареве облаков без всякой возможности обозревать открывающиеся панорамы для меня, как для фотографа, было равносильно неудачи, да и подобного рода «хождения в тумане» в горах далеко небезопасны.

Признаться, при всём моём желании подняться на Эльбрус, я был спокоен относительно восхождения: не получится в этот раз — получится в следующий. Собираясь в Архыз, но волей случая оказавшись здесь (о том, почему так получилось ), мы всё же должным образом готовы не были. Тем не менее, раз уж мы тут оказались, нужно было воспользоваться ситуацией, сделав себе хороший задел на будущее.

2. Подножье горы, где заканчивается лыжная трасса и начинаются подъёмники, выглядит так:

Здесь внизу снег не так давно растаял. И всё-таки интересно наблюдать, как с высотой увеличивается количество снега, и вступающая в свои права весна, всё больше отступает перед зимой, как будто время пошло назад.

3

4

Первая очередь подъёмников на Эльбрусе заканчивается на станции «Старый Кругозор». Вторая — на станции «Мир».

5. Сегодня, кстати, 9 мая, и самое время вспомнить тех, кто отдал свои жизни защищая Приэльбрусье.

6. Вездеходные машины — ратраки. Их устойчивость и проходимость сомнений не вызывает.

7. Отсюда идёт выше уже открытый кресельный подъёмник.

8. Следующая станция, она же конечная для подъёмников, называется «Бочки», и вот почему:

Круглые в поперечном сечении продолговатые конструкции оборудованы для жилья. Здесь располагаются в основном альпинисты, идущие на восхождение.

9. Собственно, сами «бочки» — не единственное место размещения. Встречаются и более привычные строительные бытовки, чем-то напоминающие гаражи-ракушки, только с окнами.

10. Ну и наконец, самый спортивный вариант — палатки. Но поставлены они не просто так, а специально, чтобы домики загораживали от ветра.

11. От ветра защищается каждый как может, кому не хватило места за домиками, вырыли в снегу целые траншеи. Что менее удобно, поскольку в случае метели, придется регулярно откапываться.

12. В этот день на Эльбрусе проходили соревнования по скайраннингу «Вертикальный километр». Бегуны сначала поднимались вверх до контрольного пункта, где они должны были отметиться, а затем спуститься вниз. Изначально контрольный пункт должен был находиться на вершине, но из-за непогоды, он был перенесен в седловину. То, что мы видим — это финиш.

По пути к Приюту 11 нам неоднократно встречались уже бегущие вниз спортсмены. Тогда же я стал свидетелем интересного случая, когда один из участников упал на бок, потеряв равновесие, но пробегающий мимо другой спортсмен, не раздумывая ни секунды, подбежал к нему, узнать всё ли в порядке. Упавший быстро поднялся, и они побежали вниз дальше.
Глядя на это, понимаешь, что циничность и тщеславие, приписываемое спортсменам зачастую сильно преувеличены, и нередки бывают моменты солидарности.

13. От «Бочек» вверх идет широкий, раскатанный ратраками и снегоходами снежный склон. Передвигаться по такому одно удовольствие.

14. Приют Одиннадцати на Эльбрусе выглядит менее масштабно, но более колоритно. Жилья меньше, снега больше. Высота немногим более 4000 метров.

15. Мы уже примерно на одном уровне с большинством противоположных вершин. А ближайший отрог с постройками — это обсерватория, где мы .

Здесь, несмотря на плотные облака, яркости было достаточно, чтобы надеть темные очки.

16. Бабочки и другие насекомые тут, конечно, не водятся, их заносит сюда ветрами из теплых долин.

17. Сейчас на Приюте 11 должны располагаться наши друзья из турклуба, которых мы встретили в первый день.

18. Искать их долго не пришлось. Заглянули в ближайший домик, заваленный по крышу снегом, и тут же знакомые люди.

Они были слегка взволнованы, потому как несколько человек из их команды сегодня утром отправились к вершине. Как они уже сами рассказали нам позже, удалось подняться только до седловины, не увидев из-за облаков, ровным счетом, ничего. Можно было не ходить вовсе, но через день они уезжали, и возвращаться ни с чем им очень-то не хотелось.

Так выглядел «Приют одиннадцати» до пожара 1998 года

Сейчас по всему миру много необычных отелей — их переделывают из старых заводов, маяков, самолетов, строят из снега и льда, водружают на деревья или спускают под воду. Гораздо меньше отелей, которые имеют долгую и интересную историю, особенно — горных отелей. Но их тоже немало, так как история туризма, альпинизма и горнолыжного спорта длинна, и путешественникам всегда нужен максимально уютный и соответствующий обстоятельствам ночлег. В этом смысле отель «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — пожалуй, самый легендарный в нашей стране.

«Приют» расположен на юго-восточном склоне Эльбруса на высоте 4130 метров и считается одной из самых высокогорных гостиниц мира. Его история долгая, насыщенная событиями и легендами.

Местонахождение отеля на плане горы Эльбрус

В 1909 году одна из групп экскурсантов Кавказского горного общества, основанного в Пятигорске швейцарцем Рудольфом Рудольфовичем Лейцингером, в составе 11 человек совершала плановый поход на Эльбрус. Группа разбила временный лагерь на высоте 4130 метров. Крупные камни защищали его с востока и с севера, как естественные стены, и участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку. Они взяли с собой небольшой запас краски, чтобы сделать на вершине Эльбруса памятную надпись, и этой краской на камнях около своего лагеря написали «Приют 11».

Через 20 лет, летом 1929 года, известный российский альпинист В. А. Раковский построил на этих скалах деревянную хижину-будку, обил ее железом и перенёс на ее стены надпись — «Приют 11».

«Приют одиннадцати» в первоначальном варианте тридцатых годов как помещение барачного типа

В 1932 году построили барак на 40 человек. Из-за недостатка мест палатки иногда ставили прямо на плоской крыше здания — при плотном размещении там помещалось ровно четыре «памирки».

В сезон 1937-1938 годов начались геодезические, взрывные и строительные работы «Приюта одиннадцати». В итоге в 1938 г. на месте барака возвели трёхэтажное здание, которое простояло 60 лет. Новый «Приют» был возведен за один сезон с помощью местного населения — люди помогали поднимать материалы к месту строительства.

Здание гостиницы по форме напоминало дирижабль. Основной корпус гостиницы, овальной формы, имел три этажа. Первый — из дикого камня, второй и третий — каркасного типа, из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру здания под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты.

На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На втором и третьем этажах — жилые помещения. Комнаты-каюты были оборудованы откидными двухъярусными полками вагонного типа с расчетом на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись рундуки. Стены и потолки были отделаны линкрустом (прим.: линкруст, часто называемый Линкруста (Lincrusta) — это обои с нанесенным рельефом, который создает впечатление лепнины и выглядит благородно и дорого), а паркетные полы покрыты лаком. Под потолком сияли люстры. Имелось центральное отопление, работал водопровод и канализация. Была установлена кремлёвская «вертушка» и построена баня, которую разрушили во время Великой отечественной войны.

На втором этаже была оборудована столовая, вмещавшая до 50 человек. По мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель.

Во время Второй мировой войны «Приют одиннадцати» стал чуть ли не центром военных действий. Гитлеровцы стремились на Кавказ. На покорение Эльбруса была брошена 1-я горнострелковая дивизия «Эдельвейс» — она состояла из солдат с большим опытом ведения боевых действий в высокогорных районах. Многие из этих солдат до войны приезжали в Приэльбрусье для изучения местности, останавливались в приюте, поднимаясь на вершину. И 17 августа 1942 года немецкие горные стрелки, проникнувшие в Приэльбрусье через перевал Хотюта, без единого выстрела заняли «Приют».

Заняв гостиницу, немецкие егеря взошли на Эльбрус и установили там фашистские флаги. Гитлеровская пропаганда использовала это символическое событие как демонстрацию победы на Кавказе. Но Кавказ не был покорён. Практически все перевалы Главного Кавказского хребта успешно обороняли советские войска, не пропустив противника к Чёрному морю.

В последующем советские войска предпринимали неоднократные попытки выбить немцев из «Приюта». Однако, благоприятная для обороны местность и хорошо укреплённые позиции немецких войск не позволили это сделать. Всего в этих боях погибло около сотни советских солдат. После поражения немецких войск под Сталинградом обстановка на Кавказском фронте сильно изменилась. Немецкие войска были вынуждены оставить Кавказ из-за угрозы окружения.

10-11 января 1943 года немецкие горно-стрелковые части покинули верховья Баксанского ущелья и ушли из «Приюта 11». 9 февраля 1943 года группа советских альпинистов в составе 20 человек поднялась к «Приюту», чтобы снять нацистские знамёна с вершин Эльбруса. Здание приюта было повреждено бомбами, фасад исковеркан, крыша с дизельной станции снесена взрывом. Метеорологическая станция разрушена. Здание частично было забито снегом, так как егеря выломали рамы на дрова. В скалах вокруг приюта валялись боеприпасы и оружие. Продуктовые склады оказались взорванными или были залиты керосином. 13 февраля 1943 в условиях плохой погоды были сняты остатки установленных немцами знамён с Западной вершины, а 17 февраля с Восточной.

После войны на третьем этаже приюта был создан небольшой музей. Многочисленные группы альпинистов из разных стран останавливались в приюте перед восхождением на Эльбрус. Увы, 16 августа 1998 г. «Приют одиннадцати» сгорел из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Фактически, «Приют» прогорел до морены.

В 2004 году был построен новый приют на склоне Эльбруса на высоте 4100 м — переоборудованный из дизельной сгоревшего «Приюта одиннадцати» (Дизельхат). Те, кто туда не помещается, ставят палатки за каменными стенами сгоревшего здания.

Постройку нового «Приюта» взял на себя частный инвестор и добровольцы — они планируют восстановить старый облик, используя новые технологии. Однако, сроки окончания строительства неизвестны.